О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Обстановка в СССР – осень 1990 года

Советский союз в конце своего существования - Горбачев умышленно вел страну к краху...

Октябрь 1990. Комментирует пресс-центр МВД СССР

Напряженная обстановка, сложившаяся вследствие обострения межнациональных отношений в ряде регионов страны, сопровождавшаяся массовыми беспорядками, погромами, поджогами, убийствами и увечьями ни в чем не повинных людей, полной или частичной дестабилизацией положения, продиктовала необходимость привлечения к охране общественного порядка частей и подразделений внутренних войск МВД СССР.

За последние более чем два года (начиная с известных событий в Сумгаите, февраль 1988 г.) войска применялись в 13 регионах страны со сложной оперативной обстановкой. По данным Главного управления внутренних войск МВД СССР, по состоянию на конец первого полугодия, военнослужащими задержано за различные преступления и, нарушения около 24-тысяч человек, изъято более 4 тысяч единиц огнестрельного оружия, свыше 73 тысяч боеприпасов, около 500 взрывных устройств. По-видимому, нельзя переоценить и большую стабилизирующую роль самого присутствия войск в городах и населенных пунктах.

За этот период личным составом сотни раз применялось оружие. Делалось это только в тех случаях, когда по-другому обеспечить конституционные права, личную безопасность граждан и собственную безопасность не представлялось возможным. Все случаи применения оружия признаны правомерными.

В ходе столкновений с вооруженными экстремистами, защищая людей, воины внутренних войск несли потери. Их обстреливали из всех видов огнестрельного оружия, в них бросали самодельные взрывные устройства и гранаты, бутылки с зажигательной смесью. Их захватывали в качестве заложников, устраивали засады, осыпали градом булыжников, подвергали моральным унижениям. Выполняя свой воинский долг, погибли 10 солдат и сержантов, один курсант, 4 офицера, около 100 военнослужащих получили тяжкие телесные повреждения, более тысячи травмировано. Пропало без вести 4 военнослужащих.

При отражении нападения экстремистов героически погиб подполковник внутренних войск В. Чекмарев. Как установлено, его, получившего тяжелое ранение, можно было спасти, если бы он вовремя был доставлен в госпиталь. Однако дорогу заблокировали гружеными самосвалами, а боевые машины, на которых транспортировали раненых, забросали бутылками с зажигательной смесью. В результате в госпиталь раненые были доставлены спустя почти 3 часа.

Как известно, внутренние войска охраняют исправительно-трудовые учреждения, военнослужащие внутренних войск работают непосредственно в них контролерами, выполняют и другие функции.

Подразделения внутренних войск привлекаются для пресечения общественных беспорядков в учреждениях ИТУ. Так было и в городе Челябинске, где летом в следственном изоляторе произошли массовые беспорядки. А события развивались так.

При возвращении с прогулки 9 арестованных напали на контролеров, отобрали ключи от камер и выпустили содержащихся в камерных помещениях заключенных. Несколько сотен человек вышли во двор. Некоторая часть из них пыталась автопогрузчиком протаранить ворота и совершить побег. При попытке к бегству контролерским составом по охране изолятора было применено оружие. Один заключенный убит, двое ранено. Заключенные предъявили требования о смягчении режима содержания в изоляторе, увеличении количества продуктовых передач и свиданий с родственниками, установлении в камерах телевизоров и т. п.

В ходе беспорядков были разгромлены медсанчасть и пищеблок изолятора. В результате переговоров, в которых участвовали представители партийных и советских органов, руководители УВД, УКГБ, прокуратуры, священнослужители, захваченные в качестве заложников контролеры были освобождены. Многие из них были избиты заключенными.

Для пресечения продолжающихся беспорядков на территорию следственного изолятора были введены сводный отряд внутренних войск и отряд милиции особого назначения. В результате их профессионально грамотных и четких действий обстановка была нормализована. Все заключенный водворены в камеры. Из числа военнослужащих и работников милиции никто не пострадал. Прокуратурой возбуждено уголовное дело. Все виновные ответят по закону.

Служба, связанная с выполнением обязанностей по пресечению нарушений общественного порядка массового характера, иных антиобщественных действий, представляющих угрозу жизни граждан, дезорганизующих работу предприятий, организаций и учреждений, потребовала четкой, законодательно закрепленной регламентации прав и обязанностей военнослужащих внутренних войск.

В этих целях был разработан и принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «Об обязанностях и правах внутренних войск Министерства внутренних дел СССР при охране общественного порядка». Этот документ впервые регламентировал обязанности и права войск, определил порядок применения оружия, закрепил ряд других необходимых моментов и на первом этапе выполнения войсками поставленных задач сыграл положительную роль.

Вместе с тем практика показала некоторые слабые стороны этого документа. В частности, недостаточно четко в нем определялся порядок привлечения войск к выполнению возложенных на них обязанностей по поддержанию общественного порядка; в более ясной регламентации нуждалось обоснование и порядок применения специальных средств. Кроме того, Комитет Верховного Совета СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка пришел к выводу, что такая специфическая сфера деятельности внутренних войск МВД СССР, как участие в охране общественного порядка, должна регламентироваться на более высоком законодательном уровне.

С учетом этого, а также практики действий войск разработан и принят «Закон об обязанностях и правах внутренних войск Министерства внутренних дел СССР при охране общественного порядка», в котором нашли отражение изменения в правовом статусе внутренних войск в связи с выводом их из состава Вооруженных Сил СССР, четко определено, что руководство войсками осуществляет министр внутренних дел СССР, а непосредственное управление — командующий внутренними войсками. Нашел свое законодательное решение и порядок применения войск как мощных мобильных сил общественной безопасности. В настоящем законе сказано, что решение о привлечении внутренних войск для пресечения антиобщественных действий принимается министром внутренних дел СССР по просьбе Совета Министров соответствующей союзной или автономной республики либо во исполнение Указа Президента СССР. В закон введена новая статья, определяющая порядок использования имеющихся на вооружении войск специальных средств. Уточнен и порядок применения оружия в качестве крайней меры. Предоставлено право личному составу войск в определенных ситуациях применять оружие без предупреждения. Уточнены обстоятельства, запрещающие использование оружия в отношении определенной категории граждан.

Законом предусмотрена возможность наряду с общим порядком призыва в войска должности солдат и сержантов комплектовать на добровольной основе по контракту. В целях скорейшей реализации этой возможности в войсках проводится соответствующий эксперимент. Степень и сроки реализации его будут во многом зависеть от финансовых и материальных возможностей.

Конкретная зарплата «контрактников» пока не определена. Предусматривается такой порядок, чтобы она увеличивалась в зависимости от срока службы и ее качества. На фоне средней зарплаты рабочего в ведущих отраслях — 290 рублей (кооператоров — свыше 400 рублей) с учетом риска, нерегламентированного рабочего дня и т. д. рядовым и сержантам потребуется не менее 400 рублей в месяц, прапорщикам и офицерам — соответственно больше. Об этом свидетельствует и практика других стран.

Следует отметить, что закон об обязанностях и правах внутренних войск носит промежуточный характер. Сейчас ведется работа над более широким и фундаментальным проектом закона о внутренних войсках МВД СССР.

Самое непосредственное отношение к войскам имеет и Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения», введенный в действие Постановлением Верховного Совета СССР 3 апреля 1990 года. Он регламентирует их деятельность в условиях чрезвычайного положения. Непосредственно войск касаются две статьи. В частности, в ст. 11 говорится о том, что в исключительных случаях по решению Верховного Совета СССР или Президента СССР для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан наряду с внутренними войсками могут привлекаться воинские части Вооруженных Сил СССР и КГБ. Привлекаемые части руководствуются при выполнении поставленных задач воинскими уставами и законодательством Союза ССР об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР.

В статье 12 закона речь идет о создании совместного оперативного штаба трех ведомств — Министерства обороны, МВД и КГБ СССР и назначении коменданта от одного из них. Оговорено, что комендант издает приказы, регламентирующие вопросы поддержания режима чрезвычайного положения.

Вступление в силу названных законов позволит войскам более уверенно выполнять свои обязанности, особенно в экстремальных ситуациях.

Полковник внутренней службы,
кандидат юридических наук
Б. Михайлов

***

Admin-uzzer January 23 2025 12 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 2
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 27
Новый участник: Leva






Яндекс.Метрика