Убит на пшеничном поле
Возвращаемся к Ферганской трагедии 1989 года. Об этом забывать нельзя! Как бы кто-то не хотел вычеркнуть это из нашей памяти...
Фергана 1989... почему?.. за что?!
Начальник Уголовного розыска СССР Вячеслав Панкин
Вопрос: Вам, конечно, приходилось бывать во взрывоопасных, с точки зрения национальных конфликтов, районах нашей страны. Как Вы считаете, чем вызваны эти драматические события?
Ответ: Я готов высказать свою концепцию, но учтите, что я профессионал, сыщик. Каждый раз, когда выезжаю в командировку в «горячую точку», передо мной стоит конкретная задача: прекратить кровопролитие, найти зачинщиков погромов, обеспечить безопасность людей. Вероятно, вас интересует в первую очередь именно эта сфера моей деятельности?
Вопрос: Безусловно. Но ведь Уголовный розыск ранее не сталкивался с подобными «заданиями»?
Ответ: Прежде чем рассказать о трагедии, разыгравшейся в Ферганской области, хочу отметить, что я не был сторонним наблюдателем, бесстрастно фиксирующим факты. Для меня случившееся было тяжелой драмой. За долгие годы работы мне не раз приходилось раскрывать преступления, совершенные с особой жестокостью. Но то, что я увидел в Фергане, превзошло, пожалуй, все, виденное раньше. По вандализму, по зверству. Жертвами проявления национального фанатизма стали в первую очередь женщины, старики. Их убивали в своих домах, над ними глумились. Я вспоминал многолетнюю трагедию Ольстера, расовые волнения в США, межобщинные столкновения в Испании. Индии, на Кипре. Не однажды человек поднимал оружие на своего соотечественника. Но я впервые столкнулся с последствиями национального фанатизма у нас в стране, и это потрясло меня... Вот некоторые факты: 19 июня обнаружено трупов — 98, в том числе турок-месхетинцев— 69. Около тысячи человек получили телесные повреждения. Совершено 1072 погрома и поджога. 137 военнослужащих внутренних войск и 66 сотрудников милиции получили ранения. Погиб один работник милиции.
Получены данные на сотни человек, которые активно участвовали в массовых беспорядках. В нашем распоряжении имеется достаточно полная фототека участников драматических событий. Раскрыты тягчайшие преступления. В области и сейчас работает оперативно-следственная группа в количестве 200 человек, в которой криминалисты, следователи, эксперты. Они прошли школу «горячих точек» — Азербайджан, Армения... Впервые в ходе следствия применена видео- и компьютерная техника, что позволило всего за несколько дней провести значительный объем розыскной работы. Виновные понесут наказание по всей строгости закона.
Вопрос: Хотелось бы услышать Вашу оценку действиям местной милиции.
Ответ: Начну, пожалуй, с того, что многие сотрудники милиции оказались практически неподготовленными к умелым действиям в такой сложной, непривычной обстановке.
Во-вторых, и это давно уже не секрет, у нас отсутствуют правовые нормы действий органов внутренних дел в подобных ситуациях, когда требуется не только смелость и решительность, но и применение самых крайних мер. Я имею в виду конкретные случаи, когда лишь приказ «Открыть огонь!» может обуздать бесчинствующую толпу в несколько тысяч человек, обкуренных наркотиками, одурманенных спиртным. Среди участников вандализма были и бывшие работники органов внутренних дел, скомпрометировавшие себя. Есть факты растерянности, даже трусости, преступной недооценки положения и промедления со стороны правоохранительных органов.
Вопрос: Вы сказали, что виновные в организации беспорядков, зверских убийствах предстанут перед судом. Какова ситуация сегодня?
Ответ: В судах Ферганской области началось слушание уголовных дел, по которым уже завершено следствие. Пришло время держать ответ перед Законом.
***
Какая она — Ферганская долина? Пропитана, наверно, прозрачным запахом сладкого винограда и зреющих дынь. Растрескавшаяся от жажды, политая солнцем земля.
Будет ли она такой снова? Или страшный отсвет кровавого воскресенья 5 июня 1989 года навсегда ляжет тяжелой тенью на цветущие травы долины?
...5 июня 1989 года в 12 часов 50 минут поступило сообщение о том, что на территории колхоза имени Навои обнаружены четыре обгоревших трупа. Позже судебно-медицинская экспертиза установит: этих людей — троих мужчин и одну женщину — сожгли живыми.
Выехавшая тотчас же оперативная группа застала ужасную картину. В нескольких метрах от покореженной огнем автомашины «Москвич» догорали три уже обуглившихся трупа. Чуть поодаль, у потухшего костра, рядом с обрывками одеяла, женской одежды и белья нашли четвертый труп. Под сгоревшим «Москвичом» были разбросаны какие-то отрезы, одежда, тетрадка, чемоданчик...
Ночью «Москвич», в котором семья Ломановых покидала ставший негостеприимным край, мчался по дороге, пытаясь уйти от преследователей. Следом летели автобус «ПАЗ», такси и мотоцикл «Минск». Можно себе представить, что испытывали пассажиры «Москвича», их страх и ужас.
Бандиты выволокли людей из машины. Подожгли автомобиль. Глумясь, дважды проехали на мотоцикле по избитым, еле живым людям. Продолжать убивать Ломановых у села было опасно. Тогда бандиты прикатили тракторный прицеп, погрузили туда сожженный «Москвич», бросили сверху истерзанные тела.
Кровавую вакханалию продолжили за селом. Мужчин Ломановых облили бензином и подожгли. Женщину изнасиловали. Несколько минут спустя и она пылала живым факелом, унося в мир иной своего неродившегося ребенка.
От фотографий, запечатлевших изуродованные трупы, рассеченные до мозга затылки, спаленные тела, темнеет в глазах. Дикая, нечеловеческая жестокость, средневековые пытки, зверский вандализм. Мутная волна, подняв со дна клубок годами копившихся проблем — социальных, экономических, национальных, ударила кувалдой такой сокрушительной силы, что содрогнулась вся страна. Кричащие проблемы региона достигли критической отметки.
Начало трагедии исчисляют с 23 мая. Но атмосфера в Ферганской области сгустилась раньше, задолго до того как бесчинствующие толпы, вооруженные камнями, бутылками с зажигательной смесью, ножами, вилами, цепями, подогретые алкоголем и наркотиками, пошли стеной на турецкие дома, двинулись на штурм райкомов партии и отделов внутренних дел.
Очередная базарная склока из-за цен на клубнику стала детонатором взрыва гремучей смеси, но отнюдь не причиной свершившейся трагедии. Были слухи и были домыслы, распространялись измышления об убийстве турками узбекских детей, об осквернении могил. Шепот переходил в прямые угрозы и ультимативные требования к туркам покинуть республику. Еще в середине апреля в Маргилане видели надпись масляной краской: «Узбекистан для узбеков...». Ходили по рукам листовки: «Всем туркам! Все должны покинуть узбекскую землю до 1 июля. За отказ - смерть!» и была «программа»: «Сначала изгоним турков, затем евреев, потом татар, а русские уйдут сами».
Между тем шло методичное, целевое выявление мест проживания турков-месхетинцев чтоб без ошибки, наверняка. Теперь это известно точно: использовались данные последней переписи населения. Факт трагичный и страшный, если вдуматься. Находились, выходит, должностные лица, выдававшие доверенные им сведения для черных целей.
Вслушиваясь сейчас, по прошествии времени, в пульс ферганской драмы, вникая, словно в сводки с военных действий, в недавние события, вчитываясь в списки погибших, волей- неволей задаешься вопросом: почему турки-месхетинцы не уехали, не схоронились в надежном месте, не спрятали детей, не затаили нажитое? Не ждали? Не думали?
Нет, факты говорят о другом. От населения поступали в партийные, советские и правоохранительные органы тревожные сигналы о готовящейся расправе, но никаких упреждающих мер не принималось, а ответы давались стандартно-равнодушные: «Опасения напрасны».
...3 июня в 18 часов 10 минут в поселок Комсомольский со стороны города Маргилана вошла бесчинствующая толпа. Около четырех тысяч человек в возрасте от четырнадцати до двадцати пяти лет шли, оставляя за собой кровавый след. Убивали, громили, жгли. Многие были в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.
Жестокое столкновение произошло у дома № 104 по Новоферганской улице. Вооруженные огнестрельным и холодным оружием юнцы буквально блокировали этот дом, принадлежавший семье турка-месхетинца М. Крепкие, сработанные на совесть ворота выдерживали напор нападающих. Во двор летели камни, бутылки с зажигательной смесью. Метавшиеся у забора погромщики выкрикивали угрозы. В течение трех часов, пока хозяин дома отстреливался, никто не пришел на помощь.
Ворота не поддавались. Тогда несколько самых активных бандитов раздобыли пожарный автомобиль и используя его в качестве тарана, прорвались во двор. В тот же миг раздался оглушительной силы взрыв: рванули от огня два газовых баллона и полный бензобак стоявшей возле дома хозяйской «Волги». В медсанчасти семерых погромщиков спасти не смогли. А вот М. и его родственникам, к счастью, удалось скрыться.
По полученным сведениям, действия погромщиков, поджигателей, боевиков и иных исполнителей тяжких преступлений стимулировались наркотиками и водкой, оплачивались деньгами на месте. За каждый сожженный дом тут же на месте выплачивалось 25 рублей. За участие в разбое платили по 50, 100 рублей, в определенные точки бесперебойно подвозили булыжники и бутылки с зажигательной смесью. Сколько же стоит жизнь человеческая?
Надо сказать, что среди населения имелись разведчики и наводчики. На домах были надписи «узбек», вывешивались красные платки на воротах, чернели в окнах тюбетейки.
Но есть и другие факты. Факты, свидетельствующие, что не все предавали своих друзей и соседей. Жестокому наказанию подвергались узбеки, прятавшие в домах турок-месхетинцев.
В кишлаке Ярмазар у пожилого узбека погромщики обнаружили престарелую чету турок. Их хладнокровно расстреляли в присутствии узбекской семьи. Стреляли из охотничьего ружья.
Угрожая винтовками, хозяев заставили перенести тела убитых в их дом, облить бензином и поджечь. Излюбленный бандитский прием принудить свидетелей к соучастию, чтобы купить их молчание. В результате пережитого старик узбек получил тяжелую психическую травму.
О мятежниках известно уже немало. Есть цифры. 18 процентов — представители интеллигенции. 27 процентов из сельских районов. Среди организаторов-руководителей учитель физкультуры из поселка Ташлак и лепещечник из Маргилана, врач-педиатр со станции «скорой помощи» из Ферганы и майор милиции, его земляк, бывший сотрудник ГАИ и студент индустриального техникума. Те, кто по роду своей деятельности должен «сеять разумное, доброе, вечное», доставали оружие, призывали к убийству турок и поджогам, организовывали погромы.
Изъято внушительное количество разнообразного оружия — большей частью самодельного. Изъяты радиостанция, спецсредство «Черемуха», гранаты, чистые бланки пропусков на время действия комендантского часа. Известны случаи применения автоматов.
Двадцатитрехлетний турок Али Абдулаев погиб от черепно-мозговой травмы. Его сверстник узбек Рустам Абдурахимов скончался от термического ожога. Турчанка Асия Алиева была сожжена. Двадцативосьмилетний турок Анвар Аласов — тупая трамва головы, перелом подъязычной кости. Двадцатилетний турок Сайдулло Ахмедов — термический ожог 90 процентов поверхности тела. Двадцатитрехлетний русский Виталий Глушко — черепно-мозговая травма, перелом основания черепа. Восемнадцатилетний турок Нурмат Хайдаров — полное сгорание.
Бобожонов Али, узбек, 1968 года рождения, — сквозное пулевое повреждение черепа. Урунев Шавкат, узбек, 1964 года рождения, — сквозное огнестрельное ранение головы. Ахмедов Мухтар, 1969 года рождения, сквозное пулевое ранение грудной клетки.
Эти молодые узбеки, которым бы жить, влюбляться, заводить детей, — убиты. Кто на площади, кто около горкома партии, кто у здания УВД...
Ташлак, Коканд, Маргилан, Фергана. География мятежа, подавленного и остановленного не словом, но силой. Только введение внутренних войск сломило открытое сопротивление, прекратило цепь жестоких убийств. И все-таки солдаты опоздали. Поздно был отдан приказ. Если бы местные власти своевременно проявили инициативу и подразделения внутренних войск на несколько дней раньше вступили в Ферганскую область, сколько жизней было бы спасено!..
В Ташлаке толпа атаковала райотдел милиции. Были взяты в заложники секретарь райкома партии и председатель райисполкома. Мятежники ворвались в дежурную часть, нарушили телефонную связь РОВД с городом. В критической ситуации начальником, райотдела милиции был отдан приказ на открытие огня из автоматического оружия.
В Коканде вооруженная огнестрельным и холодным оружием толпа численностью до 15 тысяч предприняла нападение на горотдел внутренних дел. Четырежды отражались вооруженные попытки проникнуть на территорию ГОВД. И здесь, в экстремальной ситуации, было принято решение применить оружие.
По каждому факту применения оружия Прокуратурой СССР возбуждено уголовное дело. По предварительным данным, полученным в результате расследования, оружие сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими применялось правильно. Здесь были именно те исключительные случаи, предусмотренные для применения оружия.
Кто-то винит в ферганской драме экстремистов, кто-то — боевиков с уголовным прошлым. К слову, последние составили лишь 20-25 процентов. Пятнадцатитысячная толпа не может состоять сплошь из экстремистов и преступного элемента. Да, акции были спланированы. Да, похожий «почерк» прослеживается. Случившееся в Ферганской долине — не «вражеская вылазка», не провокация. Это гораздо серьезнее и страшнее.
Турки-месхетинцы второй раз за сорокалетие выгнаны из дома. Но проблема региона этим не решена. Наивно было бы так думать. Еще наивнее надеяться — то ли искренне заблуждаясь, то ли лицемеря, — что турецкие семьи вернутся к пепелищу.
Ферганский мятеж взволновал людей далеко за пределами Узбекистана. Он прозвучал жестким предупреждением и властям, и всем нам, людям. Реальные политические и экономические проблемы надо решать. За нерешительность и любовь к фразе заплачено уже сполна.
Турчанка Самида Ибрагимова, 1966 года рождения, убита 5 июня 1989 года во дворе своего дома и сожжена там же. (Из списка лиц, погибших в массовых беспорядках на территории Ферганской области.)
...Турок Шарафутдин Анваров, 1957 года рождения, убит 5 июня 1989 года на пшеничном поле.
Рассказ Вячеслава Панкина записала Елена Светлова
Фото из архива МВД СССР и Игоря Гаврилова (фотографии по этическим соображениям мы решили не публиковать).
От редакции UZZER.ru – большинство материалов тех событий по сей день закрытая информация. Количество жертв, национальная принадлежность, причины… виновные – все это не выгодно освещать нынешним властям Узбекистана, Российская сторона также воздерживается от публикаций, чтобы не портить отношений с этой Среднеазиатской республикой.
Многие политические движения и деятели Узбекистана пытаются оправдать виновников, ретушируют события и последствия. Взваливают вину за случившееся на турок-месхетинцев. Однако турки, которых вывезли в Россию и которые поныне живут в тех местах, не создают никому проблем.
Узбекистан сейчас стал намного более моноэтническим, иные национальности в большинстве своем выехали из республики. И хочется спросить – ну как, наступило счастье? Теперь нет тех, кто якобы был виновником всех ваших бед… Где невиданный экономический расцвет, культурный взлет, весомый политический авторитет в мире?..
Ничего этого нет. Наоборот – страна во многом отброшена на столетие назад… Разрушены заводы и фабрики, которые строил весь Советский Союз. Страна, в которой учили уважать другие народы, жить в мире и дружбе...
И ведь ничему не учит история! Находят все новые причины неудач, новых виновных отыскивают… и не только в Узбекистане так. И в соседних республиках, да и в России тоже самое!
***
- Evgeniy-Nikolaevich- February 14 2025 19:10:53