О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Как помочь школьнику хорошо учиться?

Сталинская система педагогики - как тогда учили детей?

Школа и пятерки…

Некоторые дети не успевают по русскому языку, математике и другим предметам — остаются на второй год.

Это волнует и школу и семью. Учителя стараются предупредить неуспеваемость и предотвратить второгодничество. Но в этом им должны всемерно помогать и родители.

Как могут родители содействовать предупреждению неуспеваемости своих детей?

Прежде всего необходимо бывать в школе, посещать родительские собрания, систематически разговаривать с классным руководителем и хорошо знать, как учится ребёнок.

Но некоторые родители иногда долгое время не знают о том, что их дети плохо учатся. Ученик 9-го класса одной из московских школ Женя М. в течение трёх четвертей получал по разным предметам то «четвёрки», то «тройки», иногда «двойки». В четвёртой четверти мальчик стал совсем плохо выполнять домашние задания, получил «двойки» за четверть по четырём предметам и не был допущен к экзаменам. Это явилось для матери полной неожиданностью. Мать всполошилась, но было поздно предпринимать какие-либо меры, и сын остался на второй год.

При более внимательном отношении к учению своих детей, при тесной связи родителей со школой можно своевременно предупредить неуспеваемость. В тех семьях, где родители воспитывают в детях ответственное отношение к учению, дети успешно учатся.

Работница, мать Светы А., ученицы 2-го класса, рассказывает:

«Мною для Светы установлен определённый режим дня. Она встаёт в 7 часов утра, причешется, умоется, позавтракает и идёт в школу. По возвращении из школы (в 1 час дня) она обедает, немного поспит (1-1,5 часа) и идёт гулять. В 5 часов садится за уроки, после чего снова гуляет, в 8 часов ужинает, в 9 часов вечера ложится спать.

Несмотря на то, что я иногда работаю в третьей смене на заводе и муж работает, наша дочь точно выполняет установленный порядок и хорошо учится.

У Светы свой стол. На столе чернильница, настольная лампа, книги, тетради и никаких посторонних вещей. На видном месте — расписание уроков.

Света помогает мне и по домашнему хозяйству. Когда я работаю, она убирает комнату, сама себе разогревает обед, моет и убирает посуду. Но девочка не только хорошо готовит уроки, она успевает и читать книги, которые берёт из школьной библиотеки и из библиотеки Дома пионеров».

Твёрдый распорядок дня, постоянное место для приготовления уроков, посильный труд в домашнем хозяйстве — всё это создаёт благоприятные условия для успешного учения ребёнка.

Большое значение имеет контроль со стороны родителей за выполнением домашних заданий. Учительница начальных классов школы № 7 гор. Павлово-Посада (Московская область) В. К. Тонкова рассказывает о беседах с матерью ученика, который был недостаточно прилежен: «Мы договорились с матерью Бори, что домашние задания я буду ежедневно записывать в его тетради по письму. Писать буду крупно, чтобы мать могла прочитать (она малограмотная). Рассказала я матери, как она может контролировать сына. Она говорит сыну: «Открой учебники, где задано по письму и по арифметике, я проверю, как ты выполнил работу». Борис открывает учебники и тетради, мать проверяет, то ли он выполнил, что было задано, и чисто ли написано».

Постоянный контроль матери за выполнением домашних заданий содействовал тому, что Борис успешно закончил четвёртый класс.

Родители должны считать своей обязанностью проверять, выполнили ли их дети домашние задания, аккуратно ли они сделаны, просматривать дневник школьника с отметками учителей. При плохой отметке необходимо посоветоваться с учителем, как помочь ученику повысить успеваемость.

Порой ребёнку мешают хорошо учиться пробелы в знаниях за прошлые годы, недостатки в развитии речи, слабые навыки чтения. Если родители вовремя обратятся за советом к педагогу, расскажут о возникающих в занятиях школьника затруднениях, они получат от учителя необходимые указания и смогут помочь ребёнку догнать товарищей.

Оля Д. неряшливо, некрасиво писала. По совету учительницы С. М. Крючковой (208-я школа Москвы) девочка под наблюдением отца стала ежедневно списывать 3—4 предложения из «Прописей». Она тщательно рассматривала слово за словом и старательно выводила букву за буквой. Так было в течение двух месяцев. Занятия помогли улучшить почерк.

Советское школьное обучение, 1953 год
Работница Московского машиностроительного завода М. Д. Кабанова проверяет, как её дочка Люба приготовила уроки
Фото О. Неёлова

Алла М. плохо читала. Учительница посоветовала, чтобы девочка ежедневно под наблюдением отца или матери читала вслух, кроме заданного урока, ещё страницу из книги, взятой в библиотеке. Отец или мать садились рядом с дочерью. Девочка начинала читать, мать замечала ошибку и просила прочитать слово ещё раз. Эти занятия дали хорошие результаты.

Ученицы 2-го класса Роза Б. и Алла М. плохо считали устно. Матери этих девочек один раз в неделю приходили в школу и получали от учительницы написанные на отдельных листочках задания для устного счёта, каждое из которых состояло из двадцати примеров на сложение и вычитание в пределе 100. Учительница ознакомила родителей с наиболее удобными приёмами сложения и вычитания.

Родители следили за применением этих приёмов и предлагали девочкам решать данные учительницей примеры. Всё это помогло детям овладеть устным счётом.

Ученик 5-го класса 204-й школы Москвы Витя С. трудно усваивал материал учебников, так как он плохо читал. Классный руководитель Е. А. Соколова посоветовала матери заинтересовать сына чтением детской художественной литературы, следить, чтобы он брал книги из школьной библиотеки. Летом мальчик прочитал несколько доступных его пониманию книг и заинтересовался чтением. Ему стало легче разбираться в содержании статей из учебников, появился интерес к учению, и в 6-м классе он стал учиться успешнее.

Помощь детям в приготовлении уроков требуется со стороны родителей тогда, когда нужно восполнить пробелы в знаниях, исправить те или иные недостатки в знаниях и навыках учащихся. Эта помощь может принести нужные результаты, если она проводится под руководством учителя.

Если же дети в семье приучены к порядку и труду, не пропускают школьных занятий, внимательно слушают объяснения учителя на уроке, старательно выполняют домашние задания, достаточно со стороны родителей контроля за приготовлением уроков.

Л. Скаткин, кандидат педагогических наук
1953 год

Admin-uzzer May 22 2025 30 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 2
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 37
Новый участник: PeterDOOM






Яндекс.Метрика