О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Фёдор Васильевич Токарев – наш оружейник

Легендарные люди советской эпохи... они создали оружие Победителей...

Я буду работать пока живу…

Токарев - советский конструктор оружияОдин из основоположников советского автоматического стрелкового оружия, Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии, Доктор технических наук… отец пистолета ТТ - «Тульский Токарев»… Очерк А. Богораза.

В 1966 году в переполненном до отказа зале ЦДСА мы отмечали его 95-летие. Он стоял в президиуме — высокий, седой, могучий, как дуб, старик с лихими казацкими усами и, улыбаясь, принимал поздравления. Он не дожил трех лет до своего столетия — один из первых в нашей стране Героев Социалистического Труда, человек, олицетворявший живую историю русского автоматического оружия, имя которого еще при жизни стало легендой. Неутомимый труженик, он не делал себе скидок даже в 97 лет, и продолжал каждый день, вплоть до своей кончины, ходить на работу...

Сын донского казака Федор Токарев впервые столкнулся с автоматическим оружием в 1907 году, в офицерской школе в Ораниенбауме. Как зачарованный, смотрел он на работу только что привезенного из-за границы пулемета «максим». Вот оно — дело, которому можно посвятить жизнь: автоматическое оружие! Токарев решил сконструировать отечественную автоматическую винтовку.

После долгих бессонных ночей он набросал схему автоматики, основные узлы будущей винтовки. Предстояла титаническая работа: почти вручную, на старых, разбитых станках изготовить около сотни деталей и многие из них переделать десятки раз. В подобных условиях работали тогда русские умельцы. А их западные конкуренты — Кольт, Браунинг, Маузер — имели лаборатории, КБ и даже заводы.

Через девять месяцев пробный образец был готов. Испытания, проведенные 7 июля 1908 года, показали: винтовка стреляет, автоматика, пусть с перебоями, но работает. Винтовку посылают в Петербург, она получает хороший отзыв специалистов. Молодого конструктора направляют на Сестрорецкий оружейный завод. Однако царские чиновники, преклонявшиеся перед зарубежными конструкторами, не желали поддерживать творческие планы русских изобретателей. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Токарева, если бы народ не взял в 1917 году власть в свои руки.

Молодая Республика Советов получила в наследство от России лишь иностранное вооружение. Нужно было срочно создавать свое оружие и, в первую очередь, стрелковое. Ряд конструкторов получает задание сконструировать на базе «максима» ручной пулемет. 6 октября 1924 года комиссия, возглавляемая С. М. Буденным, испытала представленные образцы. Лучшим был признан пулемет Токарева, простой по конструкции, надежный в работе, легкий в разборке, показавший хорошую кучность боя, отменную живучесть. Это был первый ручной пулемет, принятый на вооружение Красной Армии.

Токарев много и плодотворно работает над различными видами автоматического оружия: авиационным пулеметом, автоматическим пистолетом, пистолетом-пулеметом... Но красной нитью через его творчество проходит идея создания автоматической винтовки. Такое оружие очень нужно Красной Армии. Регулярно, каждые 2—3 года, объявляется новый конкурс на ее разработку. Среди изделий других конструкторов на очередных испытаниях обязательно присутствует и новый токаревский образец. Требования очень суровы. И каждый раз, когда победа кажется совсем близкой, в конструкции выявляются новые недочеты. А строгие судьи — в который раз! — не могут определить победителя. Эта работа потребовала крайнего напряжения духовных и физических сил изобретателя. Но он не может, не имеет морального права ее прекратить.

«...Я буду работать, пока дышу, — пишет он в своем дневнике. — Надо напрячь все силы, работать и искать... И спешить, сколько хватит сил. Каждая задержка в моей работе может стоить тысяч жизней наших людей... Если у врага окажется автоматическая винтовка, а у нас нет — в этом буду виноват я...»

Весной 1938 года Токарев слег в постель. Сказалось большое напряжение последних лет. Да и годы брали свое. Неожиданно принесли телеграмму: последний образец винтовки отлично выдержал испытания, ее принимают на вооружение. 30 лет Токарев ждал этого дня. Почти треть своей долгой жизни потратил конструктор на то, чтобы 17 разработанных им образцов превратились в один — самозарядную винтовку «СВТ» — оружие наших славных снайперов во время Великой Отечественной войны.У каждого конструктора своя творческая вершина. Для Токарева — это пистолет «ТТ». Сделанный под патрон мосинской винтовки — 7,62 мм, он по убойной силе не уступал известным зарубежным образцам с 9-мм патроном, а весил гораздо меньше их. Русский умелец сумел выиграть творческое соревнование с лучшими конструкторами Запада: Наганом, Маузером, Браунингом, Кольтом. В течение двух десятилетий — с 1931 по 1951 год — этот пистолет нес верную службу в качестве личного оружия командиров Красной Армии.Многие изобретатели мечтали создать мощное и легкое оружие ближнего боя. Однако конструкции получались сложными и тяжеловесными. Большая начальная скорость пули дает большую отдачу, что приводит к снижению меткости стрельбы. А как ее снизить, не увеличивая веса подвижных частей? Токарев нашел простое и оригинальное решение: сделал ствол подвижным, а затвор выполнил как одно целое с кожухом.

Результаты пробных стрельб оказались блестящими: на расстоянии ста шагов пуля пробивала 5 двадцатипятимиллиметровых досок. И вот на одном из полигонов начинается поединок. Один советский пистолет против 17 зарубежных. Один за другим выходят из строя иностранные образцы, а «ТТ» продолжает стрелять. Высокий темп и меткость. Ни одной осечки. «Маленькое русское чудо», весящее всего два фунта!

Токарев годами вынашивал свои идеи. И только тогда, когда мысли принимали конкретную осязаемую форму, когда все было обдумано до мельчайших подробностей, он начинал работать.

Вставая к верстаку, он держал свою конструкцию в голове — вытачивал деталь за деталью, не заглядывая в чертежи. Весь цикл работ, связанных с проектированием, изготовлением, сборкой, отладкой, испытанием образца, он выполнял, как правило, один. Он — и лекальщик, и слесарь, и гравер — мастер на все руки, владевший в совершенстве дюжиной ремесел. И если бы удалось собрать вместе 150 образцов различных систем, включающих тысячи деталей, изготовленных от начала до конца его руками, — это была бы неповторимая выставка искусства художника оружия. Мне довелось быть знакомым с этим удивительным умельцем, изобретательский подвиг которого был увенчан ученым званием доктора технических наук, присвоенным ему без защиты по ходатайству Академии артиллерийских наук. Я до сих пор помню его руки — старческие, жильные, в зазубринах, руки, сделавшие так много, руки, в которых столь счастливо уживались сила рабочего, точность исследователя, мастерство ювелира.

1971 г.

Admin-uzzer May 28 2025 30 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 2
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 37
Новый участник: PeterDOOM






Яндекс.Метрика