Критерии качественного бизнеса
Есть формула: надежность государства = надежность компании, правда ли?
С кем иметь дело в мире инвестиций?
Оценки надежности одной и той же российской компании по версии национального и международного агентств могут не совпадать. Мы попросили экспертов объяснить, чем международная методология рейтингования отличается от национальной, и получили любопытные ответы:
ПАВЕЛ МИТРОФАНОВ
Руководитель направления инвестиционных рейтингов агентства «Эксперт РА»
- Основное различие национальной и международной методологии - в учете суверенных рисков страны, в которой работает компания (Большинство крупных международных агентств присваивают рейтинги не только компаниям, но и странам, российские национальные агентства - регионам России. Таким образом оценивается тот или иной регион или целое государство с точки зрения инвестиционной привлекательности. - Прим, ред.). Даже лучшие и наиболее сильные национальные компании, как правило, не могут «прыгнуть выше» рейтинга, присвоенного стране. «Потолком» всех оценок де-факто является рейтинг США, который все американские агентства считают высшим, и в оглядке на который присваивают все прочие рейтинги.
Цели применения национальных и международных рейтингов - разные. Национальный ориентирован на внутреннего инвестора, которому важно понять степень риска вложений в ту или иную конкретную компанию, безотносительно инвестиционной привлекательности его собственной державы. Международный рейтинг позволяет инвесторам сравнивать финансовые инструменты разных стран по единой шкале.
МАРИЯ СЕМЕНОВА
Заместитель генерального директора Национального рейтингового агентства
- По сути отличий в методологии мало. Например, не все российские агентства используют так называемый «страновой сдвиг» - поправку на рейтинг страны. Скажем, если у Германии рейтинг «А», то у немецких банков рейтинг максимальным будет «А» в 99% случаев. Если у Таиланда рейтинг «В», то максимум тайского предприятия-эмитента по международной шкале - тоже только «В». Такая поправка для банков есть у агентства Рус-Рейтинг (они работают только с банками) и у НРА для иностранных компаний, ведущих деятельность за рубежом.
Кроме того, есть различия в общем подходе. Например, международная практика учитывает в рейтинге так называемые «качество демократии», или степень устойчивости политического строя страны. В России этот показатель никто не принимает во внимание, так как он в большей степени субъективный, не вписывающийся в критерии «хорошо / плохо».
*
От редакции UZZER.ru – события последних лет (с февраля 2022 года) можно сказать – все эти рейтинги перечеркнуты. Западные компании подмочили свою репутацию – они показали себя ненадежными партнерами, совершенно несамостоятельными и «свобода рынка» - просто фикция.
*
Комментариев нет.