О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Все мы на бал-маскараде...

Это ваше настоящее лицо, или маска? Ах, это противогаз...

Под знаком маски

«Мы любим тех, кто в черных масках...» - писал в свое время Есенин. В самом деле - интерес к таинственному, загадочному у человека в крови. И не случайно тема маски и маскарада давно стала классикой мирового искусства. Достаточно вспомнить «Мистера Икса» Кальмана или «Маску Красной Смерти» Эдгара По, а в кинематографе знаменитых Зорро, Фантомаса и Бэтмэна. Но в русской литературе XIX века пальма первенства в разработке маскарадной темы, конечно же, принадлежит Лермонтову.

Тема маскарада в мировой литературе

Тайна лермонтовского «Маскарада»

Лермонтовскому «Маскараду» посвящены многие литературоведческие исследования. Но, кажется, ученые проглядели одну интересную подробность. Дело в том, что можно с большой долей вероятности предположить, что непосредственным толчком к написанию «Маскарада» стал одноименный рассказ Александра Дюма. Вот как знаменитый автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» описывает бал-маскарад в Варьете: «Эти домино всевозможных расцветок, эти пестрые наряды, эти вычурные костюмы являли собой зрелище, в котором не было ничего человеческого... маски схватили друг друга за руки, за плечи, за шею; образовался движущийся круг... скорость вращения все увеличивалась, люди принимали странные позы, делали непристойные движения, дико орали... и в этих воплях звучала не радость, а исступление, не ликование, а ярость, точно это был хоровод душ проклятых Богом, которые обречены мучиться в аду за свои прегрешения».

Героиню рассказа Дюма зовут Марией. Она оказывается на маскараде и становится свидетельницей измены мужа. Стремясь попасть на маскарад, и не имея при себе денег, Мария предлагает кассирше бриллиантовое кольцо в обмен на входной билет.

- Не могу, - ответила кассирша, - таких сделок мы не делаем. И она оттолкнула бриллиантовое кольцо, которое упало на пол...

Кольцо покатилось в сторону человека, от лица которого ведется рассказ. Он и купил для Марии билет на маскарад. Новелла кончается трагично. Мария не смогла перенести измену близкого человека и умерла.

Произведение Дюма было написано в 1833 году и вскоре появилось на русском языке в книге «Современные повести модных писателей» под названием «Маскарад. Сюжет драмы Александра Дюма».

В конце 1835 года приступил к созданию своего «Маскарада» и Лермонтов. Вполне вероятно, что поэт держал в руках новеллу французского собрата по перу, а подзаголовок «сюжет драмы» натолкнул его на мысль написать мелодраму в стихах.

Великие не крадут - великие заимствуют. Под пером Лермонтова бриллиантовое кольцо стало браслетом, а Мария раздвоилась, превратившись в ревнивого Арбенина и несчастную Нину.

Рок наказывает Арбенина за гордыню и другие грехи тем, что он утратил ясное видение окружающего. Весь мир для него - маскарад, и даже верная жена предстает для него в маске измены.

«Возврати мне, маска, душу…»

Эстафету в познании тайн маскарадного мира приняли у Лермонтова русские поэты-символисты. Тема маски стала для них излюбленной. Александр Блок даже посвятил целый стихотворный цикл «Снежная маска» драматической актрисе Наталии Волоховой. Интересно, что ряд стихов этого цикла был написан под впечатлением костюмированного вечера, который устроили актрисы Театра Веры Комиссаржевской. В «Смятении» лирический герой умоляет:

Маска, дай мне
чутко слушать
Сердце темное твое,
Возврати мне, маска, душу,
Горе светлое мое!

Противоречив внутренний мир Блока. Жизнь для поэта - плутовской маскарад, где люди прячут свои истинные лица за масками, за которыми скрывается нечто страшное, опасное и хищное.

Маски вихрем проносятся в блоковских стихах. Прекрасная Дама превращается в проститутку, друзья становятся врагами, черти «как ангелы чисты», зато ангелы делаются зверьми.

Что же скрывается под маской человека? Неужели весь мир - лишь игра масок?

Домино с кинжалом

Тема маски проходит и сквозь творчество другого поэта-символиста - Андрея Белого. Еще в 1904 году в статье «Маски» он писал: «Из-под личины видимого зияет невидимое... Вот почему маски отмечены символом... Мы никогда не скажем, кто из нас смотрит там, но нам жутко, когда за нами следят замаскированные.

Вскоре было создано и знаменитое стихотворение «Маскарад». В это время Белый переживал тяжелый кризис. Причиной черной полосы в жизни поэта были как личные обстоятельства (трагическая любовь к жене Блока, разрыв почти всех дружеских связей, тоска, одиночество, отчаяние), так и неприятие первой русской революции, которую поэт воспринимал лишь как нескончаемую вереницу смертей и похорон.

Вот как описывает сам Белый свое душевное состояние той поры: «...я был ненормален в те дни; я нашел среди старых вещей маскарадную черную маску; надел на себя, и неделю сидел с утра до ночи в маске... мне хотелось одеться в кровавое домино и так бегать по улицам...» Как подчеркивает сам поэт, эти переживания отразились впоследствии темой маски и домино в его произведениях и, в частности, в «Маскараде». Как и Блок, Белый воспринимает мир как зловещий маскарад. Среди пляшущих людей-масок появляется гостья-смерть, предвещая смерть всех собравшихся:

Чей-то голос раздается
«Вам погибнуть суждено», -
И уж в дальних залах вьется, -
Вьется в вальсе домино.
Только там
по гулким залам -
Там, где пусто и темно, -
С окровавленным кинжалом
Пробежало домино.

Домино с кинжалом - роковой вестник смерти - вновь возникнет в романе Белого «Петербург» в эпизоде появления сенатора Николая Аблеухова на маскараде. Следует сказать, что маскарадная тема не отпускала Белого всю жизнь.

Незадолго до смерти он написал роман, который так и назван «Маски». И если в начале жизненного пути Белый воспринимал жизнь как круженье масок, то в последнем романе, предчувствуя крах мироздания, он стремится сорвать все и всяческие маски.

Черные маски Леонида Андреева

В 1908 году знаменитый русский писатель Леонид Андреев представил в Московский художественный театр свою трагедию «Черные маски» с расчетом на постановку. Пьеса эта была написана в один из самых тяжелых периодов жизни Леонида Николаевича - после смерти жены его одолевало крайне угнетенное состояние духа и внутреннее смятение.

Все это и нашло отражение в загадочном произведении. Действие пьесы происходит в средневековой Италии. Главный герой, герцог Лоренцо, борется с черными призраками, одолевающими его сознание. Все существо Лоренцо находится в состоянии постоянного раздвоения.

«Клянусь честью, что это лицо, данное мне Господом Богом при рождении моем, а не одна из тех отвратительных масок, какие я вижу на вас, синьоры! Маска не может улыбаться, как улыбаюсь я в ответ на ваши дерзкие шутки... Поглядите на меня, ведь это же не маска, это же лицо, живое человеческое лицо». Прием масок служит Андрееву, чтобы показать: человек - раб и бессильная жертва хаоса.

Мироощущение автора сходно с блоковским и даже более трагично. В сумасшедшем мире масок стираются грани между маской и истинным лицом, здравым смыслом и сумасшествием, жизнью и смертью. Интересен отзыв о пьесе самого Андреева: «Вот она... окруженная званными... или незваными, революция, зажигающая огни среди мрака и ждущая званных на свой пир... А вот и они, частицы великой человеческой мглы, от которой гаснут светильники».

«Смеются злые маски надо мной…»

Маскарадная тема занимает важное место и в творчестве Владимира Высоцкого. Поэт показывает нам одновременно как бы обе стороны маски - смех и трагедию.

трагедия Владимира Высоцкого о которой знали все

Сквозь шутливую историю «Бала-маскарада» пробивается драматизм - обыватели воспринимают маску героя как его настоящее лицо («массовик наш Колька дал мне маску алкоголика и на троих зазвали меня дяди»). Действительность оборачивается балом-маскарадом, где для обывателя маска сливается с лицом человека.

В последние годы жизни поэта мотив маски в его творчестве приобретает трагическое звучание. В фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Ибрагима-Высоцкого, впавшего в немилость у Петра, окружают злые маски-ряженые. Эта сцена почти зеркально отражает написанное ранее поэтом стихотворение «Маски».
В этом произведении герой Высоцкого отвергает правила игры на маскараде, который олицетворяет советское общество. Да и для самого Высоцкого эталоном морали служило поведение человека на войне и в экстремальных ситуациях - там, где наступает момент истины. Он протестует против маскарадной обманчивости современного мира и жаждет ясности. Его тревожит опасность потери людьми лиц:

Я в хоровод вступаю,
хохоча, -
И все-таки мне
неспокойно с ними:
А вдруг кому-то
маска палача
Понравится –
и он ее не снимет?

Интересно, что в одном из черновых вариантов это стихотворение называется «Лермонтов на маскараде». Высоцкий спорит с классиком. У Лермонтова под масками нет живых лиц, они срослись с враждебной поэту силой. А Высоцкий уверен, что маска - это нечто наносное, и верит в человека:

Надеюсь я –
под масками людей
Бывают человеческие лица.

И в стихотворении «Памятник» поэт снова противопоставляет лицо и маску, живое и мертвое. На героя Высоцкого надевают посмертную маску, подгоняя его под привычные и удобные рамки. И все-таки истинное лицо побеждает маскарадное притворство.

Но об одной стороне творчества Высоцкого следует сказать особо.

Загадка карнавала

Исследователи наследия поэта отмечают, что он явился продолжателем карнавального жанра, который нашел отражение в традициях венецианского карнавала. Мотив маскарада звучит во всех бытовых балладах Высоцкого. Например, тихий и скромный козел отпущения превращается в жестокого диктатора. И сам Высоцкий, как считают исследователи, свободно чувствует себя в карнавальной стихии, легко меняет маски и во многих песнях играет роль карнавального шута.

По мнению литературоведа М. Бахтина, «маска связана с радостью смен и перевоплощений», а этим искусством мастерски владел Высоцкий. Но в чем же секрет и магия карнавально-маскарадной стихии?

Вспомним средневековые карнавалы, которые продолжались три месяца в году. Эти народные праздники противостояли официальным торжествам.

Как отмечает тот же М. Бахтин, человек временно освобождался от господствующей правды, а разделенные в обычной жизни люди свободно общались друг с другом. На карнавалах низвергались и осмеивались святыни, роли и титулы. В мире карнавальной стихии все переворачивалось вверх дном и все были равны. Любой из участников мог стать кем угодно. Бедняк и нищий превращался в вельможу, короля, кардинала. Дворянин, наоборот, мог стать бедняком и нищим.

Смысл действа заключался также и в том, что человек на время сбрасывал с себя повседневную рутину, раскрепощался, осуществлял свои подсознательные желания, пытался освободиться от комплексов. Кроме того, власти предержащие прекрасно понимали, что карнавалы помогают подданным выпустить пар и успокоиться.

Все поэты, о которых шла речь, отстаивали свою личность, сопротивляясь безумному и бездумному карнавалу общества.

***

Если же говорить о человеке, то он вечно ищет истину и пытается разглядеть ее под масками мира, который не оправдывает его надежд. И в то же время сам надевает маску, чтобы отвлечься от неразрешимых проблем жизни. Не потому ли и нам так хочется хоть на время окунуться в мир карнавального веселья?

Юрий Соколов

Admin-uzzer June 29 2025 15 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 2
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 37
Новый участник: PeterDOOM






Яндекс.Метрика