О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Этапы рождения ПРО – 1994 год

Современная военная стратегия Соединенных Штатов базируется на том положении, что для защиты их жизненно важных интересов в настоящее время и в ближайшей перспективе наиболее вероятным вариантом становится применение вооруженных сил в региональных конфликтах.

Создание системы противоракетной обороны на ТВД

Распространение ракетного вооружения в развивающихся странах, появление реальной возможности создания ими оружия массового поражения, в том числе ядерного, а также трудности подавления мобильных ракетных комплексов (по опыту боевых действий в зоне Персидского залива) обусловливают необходимость разработки и развертывания эффективных систем противоракетной обороны (ПРО) на театре военных действий (ТВД). Они предназначаются для прикрытия передовых группировок американских войск и территорий союзных и дружественных стран от ударов оперативно-тактических и тактических ракет (ОТР и ТР).

Учитывая изменения в военно-политической обстановке в мире, конгресс США в ноябре 1991 года принял закон о противоракетной обороне MDA-91 (Missile Defense Act of 1991).

В соответствии с этим законом была разработана комплексная программа создания систем ПРО, включающая вопросы ее развертывания на ТВД. При этом учитывались следующие вопросы:

- максимальное использование существующего технологического уровня с целью скорейшего (уже в ближайшие годы) создания и развертывания элементов системы ПРО, способных решать реальные боевые задачи;
- обеспечение эффективного взаимодействия управления СОИ (УСОИ) в настоящее время УСОИ преобразовано в управление ПРО (УПРО). - Ред., министерства обороны и ведомств видов вооруженных сил для организации работ по программе;
- разработка стратегии, обеспечивающей последовательное наращивание потенциала системы ПРО до уровня, адекватного прогнозируемой угрозе, а также возможность ее совершенствования в случае возрастающей угрозы.

Американское командование считает, что в будущих региональных конфликтах противник будет применять баллистические ракеты для поражения наиболее важных объектов на ТВД: районов концентрации мобильных сил, пунктов управления войсками, аэродромов и морских портов. В докладе бывшего председателя КНШ генерала К. Пауэлла (февраль 1993 года) о роли, задачах и предназначении вооруженных сил США говорится: «Баллистические ракеты противника, снаряженные химическими или биологическими головными частями, могут представлять серьезную угрозу для наших мобильных сил, которые являются главными в реализации новой региональной стратегии США».

США и НАТО - концепция построения противоракетной обороны

Концепция построения противоракетной обороны на театре военных действий представлена на рисунке выше.

В рамках происходящей в настоящее время в Соединенных Штатах модернизации системы приобретения вооружения в связи с разработками систем ПРО на ТВД предусмотрено изменение характера работ на этапе «Демонстрация и подтверждение». Так, если раньше существовал только один экспериментальный образец, в ходе испытания которого подтверждались тактикотехнические характеристики, то теперь предполагается создание экспериментальнобоевой оценочной системы UOES (User Operational Evaluation System). Это позволяет, во-первых, еще до завершения полного цикла разработки иметь систему, способную в случае необходимости, хотя и в ограниченном объеме, решать боевые задачи, а во-вторых, в ходе ее испытаний выявить направления доработок и одновременно подготовить личный состав к эксплуатации и боевому применению новой системы.

Для отработки зональной системы ПРО на ТВД в 1996 году на полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) планируется развернуть боевую оценочную систему, состоящую из двух дивизионов противоракетных комплексов (ПРК) по программе THAAD (Theatre High Altitude Area Defense). В состав каждого дивизиона предполагается включать наземную РЛС обнаружения и сопровождения типа GBR (Ground Based Radar), пункт управления, четыре пусковые установки и 60 противоракет.

План создания системы противоракетной обороны на ТВД предусматривает проведение работ в три этапа.

На первом этапе (1993-1995) основные усилия будут сосредоточены на завершении модернизации и проведении испытаний ЗРК «Пэтриот»Данный комплекс способен поражать баллистические ракеты на дальностях до 40 км и высотах около 20 км. Дальнейшее совершенствование комплексов «Пэтриот» связывается с использованием противоракет ЭРИНТ, обладающих высокой точностью (при прямом попадании в баллистическую ракету способна разрушить ее головную часть, что особенно важно, если последняя снаряжена ядерным или химическим оружием).

Для обороны частей морской пехоты от ударов тактических ракет планируется завершить модернизацию ЗРК «Усовершенствованный Хок» с новой РЛС AN/TPS-59. Прикрытие приморских ТВД от ракетных ударов будет возложено на модернизированные корабельные ЗРК «Иджис» с ЗУР «Стандарт-2».

Кроме того, намечается модернизация системы боевого управления (СБУ), которая имеет ограниченные возможности по обнаружению, обработке и передаче данных о старте баллистических ракет и вычислению траектории их полета. С этой целью планируется усовершенствовать тактическую систему обработки информации и связи таким образом, чтобы она смогла использовать данные космической системы обнаружения «Имеюс» о стартах ОТР и ТР. Получаемая от нее информация, а также данные воздушных постов обнаружения позволят с большой точностью вычислять точку старта, траекторию полета, предполагаемые точки падения баллистических ракет и передавать необходимую информацию на РЛС противоракетных комплексов.

В настоящее время проводятся работы по модернизации корабельной РЛС SPY-1 которая должна обеспечить обнаружение и сопровождение ОТР и ТР, а также средств, входящих в состав ВВС (системы ДРЛО и управления АВАКС и ДЖИСТАР).

Взаимодействие между видами вооруженных сил при разработке систем ПРО на ТВД будет постоянно наращиваться. В настоящее время сухопутные войска и ВМС создают аппаратуру, позволяющую осуществлять связь между ЗРК «Пэтриот» и корабельными комплексами «Иджис» при организации совместной обороны.

На втором этапе (1996-1999) основные усилия предусматривается направить на разработку и испытания комплексов ПРО THAAD и создание зональной обороны, что позволит свести к минимуму ущерб в случае нанесения противником удара баллистическими ракетами, оснащенными ядер- ными, химическими или биологическими боеприпасами.

Мобильный комплекс ПРО THAAD рассчитан на поражение ОТР и ТР на дальностях до 200 км и высотах до 150 км. Он будет состоять из РЛС обнаружения и сопровождения баллистических целей GBR, пункта управления и нескольких пусковых установок с 12-15 противоракетами на каждой. С его помощью будет создаваться первый рубеж зональной противоракетной обороны на ТВД, а с помощью ЗРК «Пэтриот» с противоракетами ЭРИНТ - второй. Характеристики комплекса THAAD позволяют ему последовательно обстрелять одну баллистическую ракету двумя противоракетами по принципу «пуск - оценка - пуск», то есть пуск второй противоракеты будет осуществляться, если первая не поразит цель. В случае промаха второй противоракеты в действие вводится ЗРК «Пэтриот», на который от РЛС GBR будут поступать целеуказания о прорвавшейся баллистической ракете. По расчетам американских специалистов, вероятность поражения ОТР и ТР такой двухэшелонной системой ПРО будет более 0,96.

Особое внимание при разработке ПРК THAAD обращается на возможность быстрой его передислокации и развертывания. Для значительного снижения массы аппаратуры в ее производстве будут использованы передовая технология и микроэлектроника. Так. если при передислокации двух дивизионов ЗРК «Пэтриот» в Саудовскую Аравию и Израиль во время войны в зоне Персидского залива потребовалось 73 самолето-вылета С-5А, 123 - С-141, 14 гражданских лайнеров и 23 морских судна, то для переброски двух дивизионов ПРК THAAD потребуется 50 самолето-вылетов С-141.

В середине 90-х годов намечается создание боевой оценочной системы, которая в составе двух дивизионов пройдет испытания на полигоне Уайт-Сэндз. Полномасштабное развертывание зональной системы ПРО на ТВД планируется после 2000 года.

На этом этапе УПРО совместно с ВМС предполагает проводин, работы по изучению возможности размещения противоракет THAAD на кораблях для борьбы с перспективными ОТР и ТР. Кроме того, должна быть развернута космическая система «Бриллиант Айз» для обнаружения стартов и сопровождения баллистических ракет.

На третьем этапе (после 2000 года) предусматривается завершение разработки перспективного ЗРК «Корпус-CAM», предназначенного для замены основного ЗРК «Усовершенствованный Хок», новых космических датчиков и других информационных систем.

Специалисты ВВС исследуют перспективы применения ракет класса «воздух - воздух» и оружия на новых физических принципах для поражения баллистических ракет. В частности, ВВС совместно с УПРО разрабатывают прототип системы лазерного оружия воздушного базирования для поражения ОТР и ТР на активных участках траектории их полета. Рассматривается также концепция беспилотных платформ с большим количеством противоракет. Платформы будут барражировать на больших высотах вблизи линии фронта и поражать баллистические цели в конце активного участка траектории.

Война в зоне Персидского залива подтвердила оперативно-стратегическую необходимость разработки систем ПРО на ТВД для нейтрализации угрозы применения баллистических ракет в региональных конфликтах. США располагают достаточными финансово-экономическими ресурсами для создания таких систем в намеченные сроки.

Собственные разработки региональной системы ПРО проводит также Израиль. Ее основное назначение - защита своей территории от ракетного удара со стороны арабских стран. В настоящее время отсутствует четко сформулированная концепция региональной ПРО на Ближневосточном ТВД.Усилия Израиля и США в этой области сосредоточены в основном на формировании современной технологической базы.

Израильский противоракетный комплекс «Эрроу» согласно тактико-техническим требованиям должен поражать ОТР и ТР, имеющие скорость полета до 3 км/с, на высотах 10-40 км и расстоянии от обороняемого объекта порядка 90 км.

В интересах организации европейской системы ПРО специалисты Франции, Италии, Германии и Великобритании вырабатывают единую концепцию по ПРК ТВД, способно поражать ОТР и ТР, оснащенные ядерными, химическими или обычными боеголовками. Активизацию работ в этой области связывают с необходимостью для Западной Европы противостоять возросшей угрозе применения баллистических ракет с южного и юго-восточного направлений.

Рассматривается структура системы ПРО, в которую входят ИК космические системы обнаружения стартов баллистических ракет и их сопровождения, высотные летательные аппараты с оптико-электронными датчиками и наземные РЛС, работающие в диапазоне от 400 МГц до 10 ГГц. В качестве активных средств поражения разрабатываются несколько перспективных ЗРК, которые будут способны вести борьбу с ОТР и ТР. Предполагается, что система управления ПРО на европейских ТВД будет включать один основной центр управления, несколько региональных центров и пункты управления активными средствами.

Бывший руководитель направления перспективного планирования генерального директората вооружений Франции Г. Конз, выступая в Вашингтоне 24 сентября 1992 года на конференции по стратегической обороне, заявил, что европейские страны скорее всего не поддержат идею развертывания американских перехватчиков космического базирования «Бриллиант Пебблз», поскольку для ПРО государств Европы будет достаточно активных средств наземного базирования. Он также поддержал идею создания европейских спутников предупреждения о ракетном нападении и ведения разведки как для решения задач ПРО, так и для контроля за распространением ракетного оружия.

Французские фирмы ведут разработку перспективного ЗРК SAMP (Sol-Air Моуenne Portee) с максимальной дальностью стрельбы около 30 км. В 1989 году к ним подключились итальянские фирмы, а в 1990-м - испанские. В его состав входят многофункциональная РЛС «Арабель», ЗУР «Астер-30», пусковые установки вертикального типа и пункт управления. Двухступенчатая твердотопливная зенитная ракета «Астер-30» (длина 4,8 м, диаметр 0,54 м, масса 450 кг) на начальном и среднем участках траектории полета управляется с помощью инерциальной системы наведения с радиокоррекцией, а на конечном - радиолокационной головкой самонаведения.

В Германии создается перспективный ЗРК TLVS (Taktisches Luftverteidigungs System), предназначенный для поражения перспективных средств воздушного нападения противника, включая крылатые и баллистические ракеты оперативно-тактического и тактического назначения. Комплекс должен быть всепогодным, высокомобильным, аэротранспортабельным и способным вести одновременную стрельбу по нескольким целям (максимальная дальность до 40 км). В него предполагается включить шесть пусковых установок вертикального пуска с шестью - девятью ракетами в транспортно-пусковых контейнерах на каждой, многофункциональную РЛС и пункт управления огнем с высокой степенью автоматизации процесса подготовки и выдачи данных стрельбы на базе современной быстродействующей ЭВМ. Основные характеристики ЗУР: длина 3,7 м, максимальный диаметр корпуса 0,23 м, стартовая масса 230 кг.

ЗРК TLVS заменит после 2000 года основной ЗРК средней дальности НАТО «Усовершенствованный Хок» и может использоваться как самостоятельно, так и во взаимодействии с перспективными ПРК, повышая тем самым эффективность зонально-объектовой ПРО и ПВО.

По предварительным расчетам, потребность вооруженных сил Германии оценивается в 36 комплексов TLVS и 2000 ЗУР. Производство комплексов планируется начать после 2000 года. На эти цели предполагается израсходовать 22 млрд, немецких марок.

В Великобритании ведутся исследования по созданию ЗРК для поражения ОТР, имеющих дальность стрельбы до 1000 км. В частности, комплекс «Волверайн» (Wolverine), кроме борьбы с перспективными воздушными целями, должен обеспечить поражение крылатых и баллистических ракет. Расчетная дальность стрельбы по баллистическим целям 20 км. В основу концепции положены технические решения, которые использовались при создании корабельного ЗРК «Си Вулф» и наземного «Старстрик». Рассматривается вопрос о сопряжении данного ЗРК с комплексом «Пэтриот» для организации совместной противовоздушной и противоракетной обороны.

Пентагон выдвигает план разработки ПРО для европейских ТВД с привлечением, помимо стран - участниц НАТО, России и других суверенных государств СНГ. Предполагаются создание единой космической системы обнаружения стартов баллистических ракет и разработка противоракетного комплекса с использованием американской, европейской и российской технологий. В начале 2000-х годов должны быть выработаны варианты системы ПРО на базе американских комплексов «Пэтриот-3», THAAD, российского С-300, израильского «Эрроу» и европейских SAMP и ТЛВС.

Полковник В. Филиппов

Admin-uzzer October 04 2025 15 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 2
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 48
Новый участник: ROBOT-CEBA






Яндекс.Метрика