Правда, ложь и статистика WWW
Анализ статистики посещаемости сайта может дать много интересной и полезной информации владельцу любого сайта...
Системы статистики для веб-сайта
Любой интернет-проект нуждается в раскрутке, иначе он попросту затеряется в Сети. Для этого нужна грамотная стратегия и оперативная информация. Это уже аксиома, поскольку количество ресурсов исчисляется сотнями тысяч, миллионами. Владельцу сайта необходимо как минимум знать, сколько посетителей бывает у него в день, неделю или месяц.
Рекламодатели, например, с помощью статистики определяют, насколько эффективным будет размещение рекламы на данном сайте, так как чем больше посетителей бывает на нем, тем больше у них появится потенциальных клиентов. Таким образом, статистика посещений нужна и важна всем. Мало кому будет достаточно простейшего текстового счетчика, показывающего только количество загрузок сайта, а значит, придется устанавливать специальный счетчик, предоставляемый интернет-системами сбора и обработки статистики, о которых и пойдет речь.
Как это работает
Собранная информация обрабатывается специальным сервером, который отображает обычно в реальном времени простую статистику (количество посетителей в сутки, количество загрузок сайта, проведенное время, глубина просмотра и др.). Остальные сведения проходят обработку специальными программами, или скриптами — построителями отчетов. Эти отчеты затем становятся доступны владельцу сайта через интерфейс просмотра статистики. Далее обработанная информация хранится, как правило, в онлайновых базах данных, так что пользователь всегда может проследить за посещаемостью сайта в течение длительного времени и сравнить, например, нынешние показатели с аналогичными данными прошлого года. Следует заметить, что не все системы сбора статистики сохраняют данные и отчеты для онлайнового доступа в течение длительного времени. Причина этого легко объяснима. В отличие от западных служб подобного профиля, отечественные в большинстве своем пока предоставляют подобные услуги бесплатно, а возможности бесплатного сервиса, к сожалению, ограничены. Существуют и другие варианты. К примеру, Rambler хранит в онлайновом доступе не всю статистику, а агрегированную, показывающую динамику роста или падения в течение определенного промежутка времени, но не отражающую точного количества посетителей, например, полгода назад. Каким же образом некоторые отчеты, предоставляемые системами статистики, помогают владельцу сайта грамотно оптимизировать и раскручивать свой проект, лучше взаимодействуя с посетителями?
Только цифры
Прежде всего, нужно обратить внимание на отношение числа хостов (уникальных посетителей) к хитам (количеству загрузок страниц). Чем больше разрыв между этими двумя значениями, тем активнее и внимательнее аудитория сайта, соответственно — интереснее сайт. Малое количество хитов должно привести посетителя к мысли о принятии мер, направленных на увеличение числа постоянных посетителей. Отчет по перезагрузкам позволяет обратить внимание на качество загрузки страниц сайта. Если контент на сайте не меняется динамически (например, если это не новостная лента), то большое количество перезагрузок говорит о плохом качестве передачи страниц. Почти все системы предоставляют отчет о стабильности аудитории сайта. Он отображает соотношение числа новых посетителей и их общего количества. С помощью этого отчета можно бегло отследить эффективность рекламной кампании, так как во время ее проведения число новых посетителей может сильно вырасти. Если же владелец сайта не проводит никакой рекламной кампании, а стабильность аудитории падает, это обычно происходит за счет оттока постоянной аудитории, теряющей интерес к содержанию сайта.
«Кто ходит в гости по утрам?»
Практически все системы статистики предоставляют сведения о почасовом количестве посетителей. Эти сведения позволяют узнать, на какое время суток приходится большинство посещений сайта. Если основная масса приходит днем, в рабочее время, а в выходные посещаемость сильно падает, значит основная аудитория — это корпоративные посетители, заходящие на сайт с рабочего места. Пик посещаемости в ночные часы и выходные дни говорит о преобладании домашней аудитории.
Откуда к вам приходят
Интересно и полезно ознакомиться с географическими отчетами. Они показывают число посетителей, заходящих из различных часовых поясов, российских городов и регионов, а также из зарубежных стран. Последние данные особенно актуальны для тех сайтов, которые имеют, к примеру, англоязычную версию, ориентированную на заграничную аудиторию. Но даже если сайт не имеет английского варианта, определенное количество зарубежных посетителей должно заставить задуматься о его открытии.
Если владелец сайта проводит рекламную кампанию, заказывает платные баннерные показы или участвует в баннерообменных сетях, активно обменивается ссылками и кнопками с другими интернет-ресурсами, наконец, если он пользуется широко распространенными трафикогенераторами, так называемыми «системами активной рекламы», ему никак не обойтись без отчета по ссылающимся страницам (referrers). Благодаря таким данным, например, можно легко понять, насколько эффективно размещение баннеров на том или ином сайте.
К этой группе относятся и отчеты по заходам на сайт из поисковых систем и различных интернет-каталогов. Конечно, поисковиков и каталогов существует великое множество, и в упомянутых отчетах будут отражены только те, которые имеются в базе системы. Остальные попадут в список просто ссылающихся страниц. Многие системы статистики также представляют отчет по поисковым словам и фразам. Изучив его детально, можно увидеть, насколько близко к началу списка найденных поисковой машиной по тому или иному ключевому слову интернет-ресурсов стоит ваш сайт. Ведь поисковиками пользуются ежедневно сотни тысяч человек, и удачное размещение сайта в найденном по тому или иному запросу списке может увеличить число посетителей на несколько порядков. Следует помнить, что почти все поисковые машины имеют собственный механизм индексации и последующего анализа документов. Поэтому то, чего одной поисковой машине достаточно для удачной индексации, для другой — совершенно неприемлемо. В этом случае говорят о подготовленности страниц для конкретных поисковиков. О том, какую работу следует провести для улучшения «находимости» сайта, можно прочесть в одном из прошлых номеров нашего журнала.
Статистика по почтовым службам может быть особенно полезна тем, кто ведет рассылки, так как она демонстрирует количество получателей, читающих рассылку в онлайне.
Технические возможности вашей аудитории
То же самое можно сказать и о поддержке Java. Не стоит перегружать сайт большим количеством Java-апплетов. Следует помнить, что Microsoft отказалась от поддержки Java.
При усовершенствовании структуры сайта хорошо помогают отчеты о популярности тех или иных страниц, о передвижении посетителей по сайту, о глубине просмотра, о точках входа и выхода с сайта.
Проанализировав эти данные, можно существенно облегчить жизнь посетителям и поместить наиболее интересные и посещаемые страницы как можно ближе к начальной, чтобы, добираясь до них, посетители совершали как можно меньше телодвижений, ведь чтобы добраться до искомой информации, люди тратят на загрузку ненужных страниц драгоценное время.
«Огласите весь список, пожалуйста...»
Наконец, отчет по IP-адресам, предоставляемый, к сожалению, далеко не всеми системами статистики, позволяет знать посетителей сайта буквально в лицо. С помощью сетевых сервисов, в т.ч. WHOIS легко узнать, кому принадлежит тот или иной IP-адрес, из какого города, из какой страны ваш посетитель. Можно даже увидеть его обычный почтовый адрес и контактный e-mail.
Как нас будут считать
В заключение отметим одну важную тенденцию развития систем сбора и обработки статистики в Рунете. Судя по складывающейся ситуации, будущее за теми из них, которые предлагают качественный сервис с большими возможностями, с оперативной поддержкой пользователей, но все это или почти все — на платной основе.
Но пока в России системы сбора и обработки статистики отличаются, прежде всего, количеством предоставляемых пользователю сервисов и, соответственно, ориентацией на начинающих или профессионалов. Что же можно порекомендовать тем, кто впервые решил установить на свой сайт счетчик посещений? Во-первых, нужно решить, для каких конкретных целей необходима статистика, чтобы легче было выбрать счетчик по потребностям. Во-вторых, можно зарегистрироваться сразу в нескольких системах и затем уже выбрать наиболее приемлемый вариант.
Григорий Рудницкий

Комментариев нет.