О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Длинноствольная 155 мм артиллерия

Современная артиллерия зарекомендовала себя в зоне проведения СВО - высветились достоинства и недостатки...

Современные артиллерийские системы с увеличенной длиной ствола

Китай. Разработанная специалистами китайской корпорации НОРИНКО 155-мм буксируемая пушка-гаубица (БПГ) WAC21 - первый случай отхода от традиционного калибра 152 мм для артиллерийских систем такого класса. Образец представляет собой практически точную копию 155-мм БПГ GHN-45 австрийского производства. Фирмой был разработан только лафет под уже существующий ствол.

WAC21 имеет автофретированный ствол длиной 45 клб с установленным на нем многорядным сетчатым дульным тормозом. Количество нарезов в канале ствола 48, причем их глубина примерно в 3 раза больше, чем у аналогичных систем западной разработки. Объем зарядной каморы 22,95 л. Затвор поршневого типа, с полуавтоматикой. Тормоз отката расположен снизу ствола, накатник - сверху. Противооткатные устройства имеют механизм изменения длины отката, что особенно важно при стрельбе на предельных углах возвышения и на максимальных зарядах.

Лафет с раздвижными станинами, снизу установлена поддомкраченная опорная плита, опускаемая при ведении огня. Над левой станиной крепится досылатель. Слева от ствола расположены поворотный и подъемный механизмы. При буксировке пушки-гаубицы ствол разворачивается на 180°. Конструкция лафета предусматривает установку при необходимости двигателя с приводом на колеса. Мощность двигателя 77 л.с., максимальная скорость передвижения 18 км/ч. Прицельные приспособления включают панорамный прицел Ml15 и телескопический М137.

БПГ может вести стрельбу всеми стандартными боеприпасами НАТО. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом типа ERFB-BB составляет 39 км (дульная скорость снаряда 897 м/с, масса 45,54 кг). Срединные отклонения рассеивания при стрельбе на максимальную дальность 0,45 проц, по дальности и 0,007 по направлению. Нормальный темп стрельбы ограничен 2 выстр./мин, на непродолжительный период времени скорострельность может быть увеличена до 4-5 выстр./мин.

Китайские специалисты в качестве возможного рассматривают вариант установки 155-мм ствола, идентичного стволу буксируемой пушки-гаубицы WAC21, на комбинированный лафет, составленный из элементов лафетов 130-мм пушки (тип 59-1) и 152-мм пушки-гаубицы (тип 66).

Создан также самоходный вариант. По многим параметрам он копирует 155-мм СГ М109 американской разработки, но используется более длинный ствол, идентичный стволу пушки гаубицы WAC21, и несколько увеличена общая масса системы.

Башня и корпус СПГ полностью бронированы и обеспечивают защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Компоновочная схема является традиционной для самоходных артиллерийских систем такого класса: механик- водитель и двигательная установка находятся в передней части боевого отделения. В распоряжении механика-водителя имеются два перископических прибора дневного видения, предусмотрена установка приборов ночного видения. Место командира расположено во вращающейся башне, там же монтируется 155-мм ствол длиной 45 клб, сверху башни устанавливается 12,7-мм универсальный пулемет. Прицел для стрельбы прямой наводкой находится в передней части башни слева от орудия, а прицел для стрельбы с закрытых огневых позиций - в бронированном колпаке с левой стороны крыши башни.

Орудие имеет клиновой затвор с полуавтоматикой, механизм заряжания и досылатель гидравлического типа, что обеспечивает полуавтоматический режим заряжания на всех углах возвышения. Самоходная пушка-гаубица WAC21 оборудована бортовой системой управления огнем. Китайские разработчики утверждают, что предусмотрены варианты как автоматического, так и ручного наведения орудия. Хотя башня имеет круговое вращение, для нормального режима стрельбы сектор обстрела сужен до 30° в каждую сторону. При ведении огня с целью дополнительной стабилизации выдвигаются два вспомогательных сошника. При стрельбе боеприпасами ERFB-BB дальность стрельбы 39 км, а максимальная скорострельность 4-5 выстр./мин.

Конструкция образца предусматривает установку системы пожаротушения и защиту экипажа от оружия массового поражения.

Несмотря на то что к началу 90-х годов специалисты большинства стран - производителей артиллерийских систем признали орудия калибра 203,2-мм неперспективными, фирма НОРИНКО продолжала работы, начатые при содействии «Спейс рисёрч корпорейшн», по созданию 203,2-мм орудия, и к началу 1994 года были готовы буксируемый и самоходный опытные образцы.

Ствол нового орудия (автофретированный) выполнен из стали, полученной методом электрошлаковой очистки, количество нарезов 64. Длина ствола 45,5 клб, живучесть 1000 выстрелов на максимальных зарядах. Предполагается использовать модульные заряды в сгораемых картузах.

Применяется затвор клинового типа, открываемый и закрываемый гидравлическим механизмом. Противооткатные устройства идентичны используемым в 152-мм буксируемой пушке-гаубице типа 66.

В буксируемом варианте используется лафет ранее разработанной 155-мм пушки-гаубицы WAC21. С правой стороны от орудия монтируется пневматический досылатель, обеспечивающий процесс заряжания снаряда и метательного заряда на всех углах возвышения. По утверждению разработчиков, система может вести огонь со скорострельностью 2 выстр./мин в течение 5 мин и 1 выстр./мин - 75 мин.

В целях дополнительной стабилизации при стрельбе применяются опускающаяся опорная плита, расположенная под передней частью лафета, и сошники, смонтированные на каждой станине. Прицельные приспособления, а также подъемный и поворотный механизмы крепятся слева от орудия. При буксировке ствол разворачивается на 180° и крепится к сведенным станинам.

Дальность стрельбы снарядами ERFB-HB-HE составляет 40 км, а снарядами ERFB-BB-HE - 50 км. Используются следующие боеприпасы: кассетные, снаряженные противотанковыми минами; химические; управляемые на конечном участке траектории; ядерные.

В самоходном варианте новой системы шасси, подъемный механизм и противооткатные устройства по конструкции аналогичны применяемым в 175-мм самоходной пушке М107 и 203,2-мм самоходной гаубице Ml 10 американской разработки.

По мнению зарубежных специалистов, оба варианта новой 203,2-мм артиллерийской системы будут готовы к серийному производству в 1994-1995 годах.

Сингапур. Фирмой «Орднанс дивелопмент энд энджиниринг» к началу 90-х годов была разработана 155-мм буксируемая гаубица FH-88. При ее создании в качестве основных требований рассматривались следующие: увеличение скорострельности, обеспечение высокой точности стрельбы и повышение могущества действия боеприпаса у цели, мобильность, высокая живучесть, простота эксплуатации и обслуживания.

В первоначальном варианте был представлен образец с длиной ствола 39 клб, который обеспечивал дальность стрельбы до 30 км, максимальную скорострельность 8 выстр./мин (первые три выстрела за 15 с). Благодаря наличию вспомогательной двигательной установки гаубица обладала возможностью самодвижения и значительно облеталась процедура перевода ее из походного положения в боевое и обратно (хорошо обученный расчет из шести человек выполнял эту операцию за 1 мин). Гаубица могла транспортироваться вертолетами типа СН-53 (на подвеске) или транспортным самолетом С-130. Буксировка осуществлялась 7-10-т тягачами (колесная формула 6 х 6) с максимальной скоростью 80 км/ч.

Позднее был разработан образец со стволом длиной 52 клб, при этом изменения в конструкции лафета носили минимальный характер. Максимальная дальность стрельбы увеличилась до 40 км. Сообщалось, что данный вариант БГ FH-88 готов к серийному производству и даже рассматриваются варианты ее экспорта. Потенциальные преимущества гаубицы - это ведение огня на дальностях до 40 км, относительно низкая стоимость и высокий показатель критерия «стоимость/эффективность». В ближайшее время ожидается заключение контракта на поставку БГ с длиной ствола 45 клб, при этом возможный покупатель новой системы не называется. Кроме того, как минимум, еще два государства проявили заинтересованность в приобретении образца.

Словацкая республика. В начале 90-х годов на словацком предприятии «Заводи тазкехо строярства» была закончена разработка 155-мм самоходной артиллерийской системы «Зузана», представляющей усовершенствованную модель 152-мм самоходной артиллерийской системы «Дана». Образец был создан под боеприпасы западного образца (калибр 155 мм) - это второй случай (после Китая) переориентации военного производства артиллерийских систем государств бывшего социалистического лагеря на западный рынок. Первый образец был произведен в конце декабря 1992 года и до апреля 1993-го проходил технические испытания.

«Зузана» базируется на самоходном шасси машины «Татра-815» (8x8) и обладает высокой проходимостью. Шасси оборудовано системой централизованной регулировки давления в шинах.

Отделения экипажа и водителя находятся в передней части, силовая установка - в задней. Пушка имеет новый затвор и снабжена дульным тормозом, эжекторное устройство отсутствует. Разработанный образец имеет компьютерную систему управления огнем, систему топопривязки и прицел со стабилизированной линией прицеливания.

Тайвань. В конце 70-х годов предприятием «Комбайнсд сервис форсиз» была разработана новая 155-мм артиллерийская система - самоходная гаубица ХТ-69 с увеличенной до 45 клб длиной ствола.

СГ повышенной дальности стрельбы была разработана на базе ранее созданной тайваньским предприятием «Комбайнед сервис форсиз» (при поддержке ряда частных фирм) 155-мм самоходной гаубицы, в которой использовались элементы конструкции 155-мм СГ М109 и 105-мм СГ М108 американского производства.

В данной артиллерийской системе используется колесный тип лафета с раздвижными станинами, практически аналогичный лафету американской 155- мм БГ М114. Кроме того, были внесены отдельные конструктивные изменения, предложенные «Спейс рисёрч корпорейшн» при модернизации БГ Ml 14. На начало 1993 года данный образец находился в серийном производстве, а в настоящее время поступает в сухопутные войска.

Главная особенность новой гаубицы состоит в замене ствола, идентичного используемому в американских БГ Ml 14, новым 155-мм стволом длиной 45 клб, разработанным «Спейс рисёрч корпорейшн» для снарядов улучшенной аэродинамической формы. По оценкам зарубежных специалистов, максимальная дальность стрельбы увеличилась, как минимум, до 35 км. Заряжающий механизм позволяет вести огонь со скорострельностью 5 выстр./мин. Сектор наведения орудия в горизонтальной плоскости 60°, максимальный угол вертикальной наводки 70°.

Гаубица оборудована приборами ночного видения, предусмотрена связь с системой управления огнем батареи, разработанной научно-исследовательским институтом им. Сунь Ятсена. Расчет пять человек, система защиты от ОМП отсутствует. Предусмотрена установка 12,7-мм пулемета.

Финляндия. Финская фирма «Ваммас» разработала новую 155-мм буксируемую гаубицу 155 К83 с использованием элементов конструкции лафета ранее созданных 122-мм БПГ М-68 и 155-мм БПГ М-74.

Конструкция лафета с раздвижными станинами позволяет использовать 155-мм стволы длиной 39 и 45 клб. Кроме того, при необходимости возможна установка на данном лафете стволов калибров 122,130 и 152 мм. Применяется затвор клинового типа с полуавтоматикой. Благодаря наличию механизма заряжания скорострельность составляет 10 выстр./мин. При стрельбе орудие стабилизируется опорной платформой, станинами и сошниками. Вариант со стволом длиной 45 клб предназначен для стрельбы на максимальную дальность (39,6 км) снарядами улучшенной аэродинамической формы. Возможно использование всех типов 155-мм снарядов, стандартизированных в НАТО.

По сообщениям зарубежных специалистов, в комплектацию орудия входит индикатор начальной скорости снаряда, устанавливаемый над стволом.

Данный образец находится на оснащении сухопутных войск Финляндии.

ЮАР. Наиболее удачным случаем использования базовых наработок «Спейс рисерч корпорейшн» для проектирования ствольных артиллерийских систем является создание специалистами ЮАР 155-мм БПГ G-5 и СПГ G-6, которые по ряду ТТХ оцениваются как одни из лучших артиллерийских орудий в мире.

Работы над 155-мм буксируемой пушкой-гаубицей с длиной ствола 45 клб начались в 1975 году. Они велись при тесном сотрудничестве между южноафриканским государственным военно-промышленным объединением АРМСКОР и «Спейс рисёрч корпорейшн». При создании новой системы в качестве базовой модели использовалась 155-мм БПГ GC-45. Во второй половине 70-х годов в Канаде прошли первые испытания нового орудия, смонтированного на лафете американской 155-мм буксируемой гаубицы М59, после чего они были продолжены в ЮАР. К началу 80-х годов сухопутные войска ЮАР приняли на вооружение новую артиллерийскую систему, которой было присвоено наименование 155-мм буксируемая пушка-гаубица G-5. Она во многом отличалась от GC-45: в передней части лафета была смонтирована силовая установка на основе дизельного двигателя немецкой фирмы «Магирус Дойче» с воздушным охлаждением, предназначенная для обеспечения самодвижения образца и облегчения проведения некоторой части операций перевода из походного положения в боевое и обратно; использован новый дульный тормоз; разработана улучшенная люлька с усиленным устройством динамического баланса; применена совершенно новая для того периода система поднятия орудийной платформы; значительно укреплены станины и внесены некоторые другие улучшения. В конечном итоге было создано простое и надежное орудие, для эксплуатации которого не требовался высококвалифицированный персонал, что предполагало возможный экспорт данных систем в страны «третьего мира».

Пушка-гаубица G-5 состоит также на вооружении сухопутных войск Ирака (как и аналогичная ей австрийская система GH N-45). При использовании данных систем иракскими войсками во время конфликта в Персидском заливе иностранные военные специалисты, в том числе американские, отмечали их превосходство по ряду показателей над американскими ствольными системами подобного класса.

В 1989 году чилийская артиллерийская промышленность закупила лицензию на производство южноафриканского варианта пушки-гаубицы под наименованием СС-45.

Главной особенностью БПГ G-5 является использование автофретированно- го ствола-моноблока длиной 45 клб с дульным тормозом и поршневым затвором полуавтоматического действия, подобного применяемому на американских СГ серии М109. Заряжание и досылание снаряда осуществляются с помощью подвижного зарядного лотка, при этом последний может перемещаться в вертикальной плоскости вместе со стволом. Позади затвора расположен досылающий механизм пневматического типа, имеющий ручной привод и обеспечивающий подачу снаряда в зарядную камору на всех углах возвышения (метательный заряд подается вручную). Все это обеспечивает максимальную скорострельность 4 выстр./мин в течение 15 мин и 2 выстр./мин - 1ч.

Лафет имеет раздвижные станины. На концах станин с внешней стороны расположены катки, предназначенные для облегчения процедуры перевода БПГ в боевое положение и смены огневых позиций. Шарнирно закрепленные сошники имеют четыре фиксированных положения. Ходовая часть с балансирной подвеской и четырьмя колесами обеспечивает высокую скорость буксировки, а также большую подвижность при передвижении по тяжелому грунту.

Станины, катки и орудийная платформа снабжены гидравлическими приводами от дизельного двигателя воздушного охлаждения мощностью 79 л.с., обеспечивающего передвижение орудия с максимальной скоростью 17 км/ч, облегчение работы механизма заряжания и быстрый перевод орудия из походного положения в боевое. Последняя операция выполняется расчетом из пяти человек за 2 мин, а при необходимости и двумя за 5 мин.

Одновременно были разработаны новая система управления огнем AS-80, индикатор начальной скорости полета снаряда EMVA Mark 10В, позволяющий производить измерения с точностью до 0,05 проц, в диапазоне скоростей 300- 3000 м/с, метеорологическая станция S700 и система радиосвязи.

Буксирование осуществляется артиллерийским тягачом «Самилл-100» (колесная формула 6 х 6), в специальной кабине которого помещается орудийный расчет и 60 выстрелов в 15 ящиках по четыре выстрела. На крыше тягача находится зенитный пулемет, максимальная скорость буксирования 90 км/ч.

Во второй половине 80-х годов корпорация АРМСКОР начала работы по созданию самоходного варианта 155-мм пушки-гаубицы. В 1988 году СПГ G-6 стала поступать в сухопутные войска ЮАР. Заинтересованность в приобретении нового образца проявили и ОАЭ, которые в 1990 году закупили партию СПГ.

Артиллерийская часть новой СПГ практически не изменилась по сравнению с буксируемым аналогом. Был разработан новый дульный тормоз, орудие оснащается эжекторным устройством. Конструкция обеспечивает круговое вращение башни, однако для выполнения условия максимальной скорострельности рекомендуемые углы обстрела сужены до 40° вправо и влево. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -5 до +75°.

Механизм досылания гидравлического типа, работающий в полуавтоматическом режиме и монтируемый елевой стороны от затвора, обеспечивает подачу снаряда в зарядную камору на всех углах возвышения (подача метательного заряда осуществляется вручную).

Скорострельность составляет 4 выстр./мин в течение 15 мин. Специальный индикатор нагрева ствола сигнализирует о недопустимости продолжения стрельбы и необходимости охлаждения орудия. Максимальный темп стрельбы 3 выстрела за 21 с. Максимальная дальность стрельбы составляет 30 км для осколочно-фугасного снаряда М53А1 и 39 км для снаряда ERFB-BB. Орудие может начинать стрельбу через 1 мин после остановки, время перевода в походное положение не превышает 30 с. Перед стрельбой для дополнительной стабилизации выдвигаются четыре вспомогательных сошника, управление которыми осуществляется из машины. Отделение механика-водителя находится в передней части СПГ, двигательная установка - в центральной и боевое отделение - в задней. Предусмотрено полное бронирование.

Размещение механика-водителя в носовой части выбрано из соображений максимального удобства при управлении. Обзор может осуществляться либо через специальные бронированные окна, либо, если последние закрыты, через перископическое устройство.

Носовая часть СПГ G-6 выполнена в форме клина, что повышает проходимость на труднопреодолимых участках местности (при необходимости возможен вариант сноса небольших деревьев), а ее внутренний объем используется для хранения части боезапаса (14 снарядов).

Моторно-трансмиссионное отделение расположено за отделением механика- водителя. На образце установлен дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом мощностью 125 л.с.

В СПГ G-6 используется колесная база со всеми ведущими мостами, при разработке которой были скопированы некоторые узлы и агрегаты ходовой части БТР «Ратель», состоящего на вооружении южноафриканских сухопутных войск. Такая база, по мнению специалистов ЮАР, лучше приспособлена к условиям страны, где отсутствует широкая сеть железных дорог, необходимых для оперативной переброски войск на большие расстояния, и па этой местности СПГ более подвижна, чем некоторые танки. Хотя колесная формула ходовой части 6x6, возможно использование СПГ в вариантах 6 х 4 и 6 х 2. Максимальная скорость движения 90 км/ч, по пересеченной местности 40-45 км/ч. Пушка-гаубица способна преодолевать по песку подъемы крутизной до 35°. Запас хода достигает 600 км.

В боевом отделении и башне размещаются командир, наводчик, заряжающий и подносчик боеприпасов. Здесь же расположена основная боеукладка (общий боезапас с учетом размещенных в носовой части боеприпасов составляет 45 выстрелов и 50 метательных зарядов).

Для ведения огня из стрелкового оружия предусмотрены специальные бойницы. Кроме того, конструкция гаубицы обеспечивает защиту от мин. На башне системы монтируются 12,7-мм пулемет и 81-мм гранатомет для стрельбы дымовыми гранатами.

Специально под 155-мм СПГ G-6 для интеграции в новую систему управления огнем разрабатывается оборудование для навигации и топопривязки. Предусмотрена установка системы защиты от ОМП.

С начала 1990 года южноафриканские специалисты вели работы по созданию новой артиллерийской части с длиной ствола 52 клб, отвечающего требованиям последнего соглашения НАТО по баллистике артиллерийских орудий для 155- мм систем. Опытные образцы ствола длиной 52 клб были представлены на выставке в 1992 году, а в первой половине 1993 года прошли испытания в буксируемом и самоходном вариантах. Одновременно предполагается создание нового шестимодульного метательного заряда, разработку которого ведет фирма «Сомхэм» (ЮАР). Предусматривается и создание новых боеприпасов. Дальность стрельбы снарядом ХМ910 НЕ-ВВ из орудия с длиной ствола 45 клб составляет 40,2 км, а с длиной ствола 52 клб - 42,2 км.

Югославия. В начале 1992 года стало известно о разработке новой 155-мм ствольной самоходной артиллерийской системы на колесной базе (8x8), получившей наименование НОРА. В середине 1992 года из-за процессов, связанных с распадом страны, все дальнейшие работы в этом направлении были приостановлены.

В созданном опытном образце использовался ствол от ранее разработанной 155-мм буксируемой пушки (БП) М46/84. Благодаря наличию ствола длиной 45 клб дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами составляет: для М107 - 17,8 км, М86 - 29,4 км, ERFB-BB (с улучшенной аэродинамической формой с донным газогенератором) - 38,9 км. Максимальная длина отката 1320 мм, минимальная - 815 мм.

Новая система способна вести огонь с максимальной скорострельностью 5 выстр./мин, нормальный темп стрельбы 90 выстр./ч. Расчет пять человек, боевое отделение размещается в передней части корпуса, боеукладка - в задней (36 снарядов и 42 метательных заряда). На крыше башни монтируется 12,7-мм пулемет. По утверждению разработчиков, время готовности для открытия огня с марша не превышает 2,5 мин.

Как уже говорилось выше, США и большинство западноевропейских стран вынуждены решать проблему повышения технического уровня ствольной артиллерии за счет существенной модернизации, главным объектом который является устаревшая артиллерийская часть, не отвечающая требованиям современной баллистики. В некоторых случаях решение данного вопроса видится в использовании удлиненных стволов, смонтированных на старых лафетах, разработанных в разное время для различных систем «Спейс рисёрч корпорейшн» или другими фирмами.

В частности, испанские специалисты предлагают для модернизации 155-мм БГ М114 использовать разработанные «Спейс рисёрч корпорейшн» совместно с испанской фирмой СИТЕКСА стволы для 155-мм БПГ S1-45. По утверждению разработчиков, кроме улучшения ТТХ, новая система будет способна вести огонь всеми видами боеприпасов (в том числе и типа ERFB-BB), станет более простой и надежной в эксплуатации, что позволит сократить количество номеров расчета с 11 (как у БГ M114) до семи человек.

На вооружении сухопутных войск достаточно большого количества стран (главным образом «третьего мира») долгое время состояла 130-мм буксируемая пушка советской разработки М46. По ряду показателей это орудие не имело аналогов. Однако на начало 90-х годов такая характеристика, как максимальная дальность стрельбы, уже не являлась удовлетворительной. «Спейс рисёрч корпорейшн» предложила в качестве возможного варианта модернизации смонтировать 155-мм ствол длиной 45 клб (собственной разработки) на существующем лафете. Кроме увеличения на 45 проц, дальности стрельбы, примерно в 3 раза повышается могущество действия снаряда у цели (при ведении огня снарядами ERFB). На стволе предполагалось установить новый, высокоэффективный двухкамерный однорядный оконный дульный тормоз. Конструкция затвора и люльки не изменялась. В модернизированном варианте использованы новые противооткатные устройства, уравновешивающий механизм и прицельные приспособления.

В начале 90-х годов решение о выпуске нового образца под наименованием 155-мм БП М46/84 было принято военным руководством Югославии. Ирак начал модернизацию 130-мм буксируемой пушки под предложенные специалистами «Спейс рисёрч корпорейшн» стандарты, но этот процесс был прерван войной в Персидском заливе. В настоящий момент не исключен вариант проведения аналогичных мероприятий в сухопутных войсках Китая (130-мм буксируемая пушка типа 59-1 - лицензионный вариант советского образца пушки М46).

По мнению зарубежных экспертов, длинноствольные артиллерийские системы, разработанные за последние 20 лет, отвечают основным требованиям, предъявляемым к артиллерийским орудиям в современных боевых действиях. Некоторые образцы, такие, как G-5 и G-6 (ЮАР), GHN-45 (Австрия), FH-88 (Сингапур), WAC21 (Китай), и сейчас остаются в ряду лучших артиллерийских систем. В конструкции большинства из них заложены значительные возможности для модернизации, что позволит продлить срок эксплуатации до 2005 - 2010 годов.

Старший лейтенант М. Курылёв

***

Admin-uzzer November 10 2025 7 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 2
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 49
Новый участник: Alma-Ata






Яндекс.Метрика