Подводный "Чернобыль"
В России 165 атомных подводных лодок выведены из боевого состава флота, только на 49 из них выгружены активные зоны реакторов...
Гибель атомной подводной лодки К-159
Подлодки с ядерными реакторами по пятнадцать лет висят атомными веригами на шее флота. А ведь в каждой из них по 800 килограммов отработанного радиационного топлива. А это значит, что эти ядерные могильники - угроза всему человечеству!
Советская атомная подводная лодка К-159 проекта 627А «Кит», заводской № 289. Выведена из состава флота 30 мая 1989 года. Затонула 30 августа 2003 года при буксировке на утилизацию. Погибли 9 человек.
Море стало могилой
Больше недели в Баренцевом море длились поиски тел моряков с подводной лодки К-159. С позапрошлой субботы машины “скорой помощи” непрерывно дежурят у подъездов, где живут родственники погибших моряков: сердечные приступы, нервные срывы, перепады давления. Уже которые сутки жены и матери подводников отказываются верить в то, что их любимые, единственные никогда не вернутся домой.
На специально заказанных командованием Северного флота вертолетах из Мурманска в Североморск доставили близких личного состава субмарины. Первым туда приехал отец выжившего во время катастрофы моряка - 23-летнего Максима Цибульского.
- Папа отправился в Мурманск только благодаря руководству питерского клуба подводников, - поясняет корреспонденту сестра спасшегося старшего лейтенанта Катя Цибульская. - В больнице, где лежит Максим, нам запретили с ним общаться. Командование тоже не спешит информировать родственников. Помогли петербургские подводники: собрали деньги, заказали билет и послали отца к лежащему в госпитале сыну.
Последней 4 сентября в Мурманск вылетела мама капитана второго ранга Сергея Лаппа Раиса Макаровна. В Рубцовске Алтайского края от нее ждет известий младшая сестра 41- летнего моряка.
- Она как узнала о случившемся, без конца повторяла: не верю, не верю, не верю, - сквозь слезы произносит Раиса Макаровна. - Говорит: раз Цибульский спасся, значит, и мой брат найдется. Дочка смотрела телевизор и услышала новость про катастрофу в Баренцевом море. Она ведь не знала, что К-159 перегонял в утиль наш Сережа. Он был командиром этого судна. Их просто замуровали в гнилой посудине. Почему лодку не списали раньше? И зачем нас вызвали в Североморск? Что мы едем смотреть, если останки наших мальчиков достанут не раньше, судя по обещаниям начальства, чем через два-три месяца?
По свидетельству близких военнослужащих, командование Северного флота уже выбрало дату траурных церемоний - 10 сентября. На днях семьи моряков повезут к месту, где затонула К-159, прощаться с теми, кто лежит на глубине 250 метров. Под темными страшными волнами.
На прошлой неделе состоялись похороны двух членов экипажа подлодки.
4 сентября в Санчурский район Кировской области, откуда призывался старшина первой статьи контрактной службы Евгений Смирнов, из Североморска отправился груз-200 с его телом. Командира отделения турбинистов в последний путь проводили земляки и пожилые родители. Евгений - уроженец деревни Русская Лиса Санчурского района. Тело старшины подобрали в ночь на тридцатое августа, через два часа после того, как затонула подлодка. Он и еще один подводник остались на поверхности моря благодаря спасательным жилетам, однако погибли от сильного переохлаждения. У Евгения Смирнова остались родители-пенсионеры, трое братьев и сестра.
6 сентября на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был погребен командир дивизиона движения К-159, капитан третьего ранга Юрий Жадан. Его жена и годовалый ребенок по распоряжению командующего Северным флотом РФ Геннадия Сучкова получат новую квартиру в пригороде Питера, в поселке Ямино.
Мы дозвонились до Клуба подводников, в Санкт-Петербург. Его руководитель Игорь Курдин сказал, что среди семи погибших и не найденных поисковиками подводников были еще двое питерцев: капитан Олег Андреев и капитан третьего ранга Михаил Гуров.
Там же, в северной столице, живут жена и двое детей Сергея Лаппа.
- Сын Димка учится на первом курсе университета им. Бонч-Бруевича на факультете телекоммуникаций, - говорит мама Сергея Раиса Макаровна. - Дочь Наташа перешла в девятый класс. Как я умоляла сына, чтобы он уволился с флота. Не захотел - побоялся, что семья лишится льгот. Лишились папы, мужа, отца. Дети отдыхали у бабушки, Сережиной тещи, в Севастополе, когда все случилось. Сейчас их отвезли в Петербург.
28 сентября командиру К-159 Сергею Лаппа исполнился бы 41 год. А в День военно-морского флота они с женой Валентиной отмечали 20-летие брака.
- Они поженились именно в этот праздник. Я, помню, ложилась на операцию в клинику, а сын шлет телеграмму: “Мам, приезжай, а то я на свадьбе как сирота буду”. Поехала... Через 20 лет поздравила их по телефону, а через месяц хороню своего Сережу. И ведь Валя звонила мне в середине августа, сказала, что Сережа ушел в вахту. Мол перегонит свою лодку в утиль и уйдет на пенсию. Чуть-чуть не дотянул, - не успокаивается Раиса Макаровна.
Администрация города Рубцовска выдала ей, учительнице начальных классов, 5 тысяч рублей на дорогу, военкомат обещал оплатить стоимость авиабилетов. И женщина, собравшись с силами, помчалась в Североморск.
Из 10 членов экипажа выжил 23-летний старший лейтенант Максим Цибульский. Его мачеха и сестра Катя неохотно общаются с журналистами:
- Да вы опять про его невесту напишете. А никакой невесты нет. Есть девушка Надя, с которой он дружил два года. Запугали девчонку, она теперь даже звонить сюда опасается. Мы про Максима знаем очень мало - почти ничего не говорят. Узнаем все из новостей, от корреспондентов.
Родственникам погибших моряков действительно доверяют немногое. А в ответ на вопрос: “Когда тела наших детей поднимут с глубины и предадут земле?” - уклончиво отвечают: возможно, через месяцы, а возможно, через год. Но точно без помощи иностранцев.
Анна Бессарабова
Почему не спасли экипаж?
Обстоятельства гибели “нового “Курска” по нашей просьбе согласился прокомментировать капитан 1-го ранга в отставке Виктор Николаевич Г. Этот ветеран подводного флота долгое время служил на субмаринах такого же класса, что и К-159.
- Виктор Николаевич, исходя из информации, которой вы владеете, что могло стать причиной катастрофы?
- Официальная версия гласит, что “отправной точкой” затопления стал отрыв заднего понтона, на котором лодку транспортировали для утилизации. Однако известно, что незадолго до катастрофы командир судна Сергей Лаппа передал радиосообщение к буксирующему судну о том, что обнаружена течь в задней части субмарины, в девятом отсеке, в районе винта К-159. Течь в кормовом отсеке - это “хроническое” заболевание субмарин, сальники гребных винтов “текут” почти всегда. Неужели подобное развитие событий нельзя было предусмотреть до выхода лодки в море? Вероятно, моряки пытались перекрыть отсек, однако вода продолжала заполнять подлодку. Скорее всего, после этого они предприняли попытку закачать последние запасы сжатого воздуха в восьмой отсек для того, чтобы создать “воздушную подушку”. Однако и эта попытка закончилась безрезультатно. Тогда командир Сергей Лаппа попросил дать разрешение направить субмарину к острову Кильдин, рядом с которым проходил курс К-159, где глубина была значительно меньше. Однако командование на буксире отвергло предложение экипажа подлодки. Подводники получили приказ продолжать пытаться сохранять подлодку на плаву до тех пор, пока прибудет помощь. Когда восьмой и девятый отсеки были полностью затоплены водой, давление на понтоны стало слишком велико. Крепления разорвались: сначала – на носу, а затем - на корме. К-159 была обречена.
- Был ли шанс спасти людей?
- Получается, что лодка пошла ко дну, как поплавок, - кормой вниз. Буксир был связан с ней тросом, даже когда она легла на грунт. Так что буксировщик оказался непосредственно над местом ее гибели. Спрашивается, если вместе со спасенным Максимом Цибульским в этом квадрате болтались еще двое его товарищей, которые смогли выбраться из лодки, то почему их нельзя было спасти? И потом, как сообщается, вызванная сигналом SOS авиация не “разглядела”, что подлодка идет ко дну, и ввела в заблуждение командование Северного флота, из-за чего было упущено драгоценное время на проведение спасательной операции. Разве в XXI веке не существует более достоверных средств для поиска и разведки, кроме глаз пилота? Другой вопрос - почему эти люди вообще оказались на списанной лодке?
- Действительно, почему?
- Обычно при транспортировке считается достаточно экипажа из одного офицера и нескольких матросов, которые должны находиться на палубе, в крайнем случае - в центральном отсеке лодки. Почему же люди оказались в разных отсеках? А тут - 10 человек - и притом все офицеры. Могу лишь предположить, что некоторые из них попали на лодку, если так можно выразиться, “неформальным” порядком - например, надеялись с “оказией” добраться в Полярный или перевезти туда какой-нибудь личный груз...
- И последнее: кто должен нести ответственность за это ЧП?
- По своему опыту знаю - приказ о проведении подобных операций подписывает лично командующий флотом. В случае гибели К-159 опять решили найти “стрелочников”.
Беседовал Николай Уфимцев

Комментариев нет.