Тайна гибели А-320 в 2006
В ночь со 2 на 3 мая 2006 года в Черное море рухнул пассажирский самолет. Вполне возможно, мы не узнаем почему...
Катастрофа Airbus A320-211 Armavia рейс RNV967
Потому что никто не сможет объяснить, как авиалайнеры, считающиеся одними из самых безопасных в мире, гибнут на земле и в воздухе. Мы не узнаем, когда оборудование российских аэропортов будет соответствовать международным нормам. По какой причине точно такой же аэробус недавно сгорел в ангаре брюссельского аэропорта. В том самом, где самолет, рухнувший в море у берегов Сочи, проходил капитальный ремонт год назад. И если даже "черные ящики" извлекут из глубин Черного моря, тайна трагедии может остаться на дне. Потому что, по мнению западных экспертов, у А-320 бывают такие технические неполадки, которые не зафиксирует никакой "черный ящик".
Можно ли представить, что пережили в последние секунды пассажиры самолета, который внезапно, темной ночью, упал в море? Хочется верить, что смерть этих людей не была мучительной - они ведь были найдены обнаженными, одежда и обувь плавали рядом, а специалисты говорят, что это последствия внезапной разгерметизации - когда тело словно вытекает из одежды и человек быстро погибает. Одни говорят, что самолет рухнул с 600-метровой высоты, кто-то - со 100-метровой. Но на малой высоте эффекта разгерметизации быть не может. Загадка? Нет. Это убийственный бардак. Видимо, так работают диспетчеры, сопровождающие самолет, или установленные на самолете приборы. Так у нас всегда - хаос, когда никто ни за что не отвечает, а машут руками, когда трагедия уже случилась.
Специалисты исключают версию теракта: отсутствовал взрыв, пассажиры не обгорели, нет обломков самолета, топливо не взорвалось, а разлилось по поверхности моря.
Во время разворота и смены воздушного эшелона летчик направил машину под слишком большим углом вверх, чтобы набрать высоту для маневра, но двигатели не вытянули резкого движения, самолет свалился на крыло, ударился о воду и разрушился. Если сложить все эти факты, то стоит говорить об ошибке пилота и отказе техники. При этом все, кто знал командира воздушного судна Григория Григоряна, отзываются о нем, как о прекрасно подготовленном пилоте. Но ведь и у него могли не выдержать нервы: ночной рейс, неоднократные изменения в маршруте, плохая видимость на первой взлетно-посадочной полосе и необходимость заходить на второй круг, чтобы сесть на другую полосу... К сожалению, наши аэропорты, кроме двух московских, не оснащены электронной системой посадки самолетов без участия пилотов. А может быть, командир нервничал, зная, что в баках самолета мало топлива? Не секрет, что авиакомпании бывших советских республик заправляют машины “в обрез”. Как знать, возможно, и на этот раз решили сэкономить на горючем? Понятно, что в “Армавиа” будут отрицать подобные предположения и настаивать на том, что и состояние А-320 было идеальным.
Могли ли ошибиться наземные российские службы? Вряд ли: район, где располагается Адлерский аэропорт, не отличается хорошими условиями посадки: ветер постоянно нагоняет с моря рваные низкие облака, и самолетам приходится нарезать по 5-6 кругов над аэропортом в ожидании просвета. Здесь такая ситуация - штатная. К тому же ночью 3 мая метеоусловия были не такими уж и сложными: лил дождь, ветер дул несильный. Разговоры о смерче также несостоятельны - метеослужбы не зафиксировали никаких грозовых явлений, а смерчи в этом районе случаются только в августе.
Следствию так и не удалось найти конкретных фактов, позволяющих однозначно утверждать, что произошло на лайнере. Смеем предположить, что роковую роль сыграли и облачность, и плохая видимость, и низкая высота полета, и отказ техники в посадочных системах самолета или в управлении ими, усталость и сниженная работоспособность экипажа. Неужели человеческий фактор оказывается решающим в безопасности полетов?
- Практически да, - сказал старший специалист отдела безопасности перевозок Управления гражданской авиации России Юрий Прохода. - Проблемы летного состава авиации отражаются на безопасности авиаперевозок остро. В СССР пилотов “списывали” к 48 годам, а сейчас они уходят на заслуженный отдых в 53-55 лет. Все потому, что крайне мало сегодня хорошо подготовленных летчиков, не так хорошо контролируется состояние их здоровья. Поток пассажиров в расчете на одного пилота увеличился за 10 лет более чем вдвое. За последние 6 лет около 15 опытных летчиков ушли в зарубежные авиакомпании - там платят больше. Сегодня за штурвалами самолетов в России и странах СНГ сидят среди прочих люди пенсионного возраста или те, кого по каким-то соображениям не берут в западные авиакомпании.
Тайну сочинской авиатрагедии мы можем вообще не узнать. На следующий день после происшествия специалисты засекли сигнал радиомаяка, которым были снабжены самописцы А-320. Сигналы шли с глубины 680 м, а в арсенале Российского ВМФ не существует глубоководного аппарата, способного опускаться даже на глубину более 500 метров. Остается уповать на французов с их техникой. Сейчас с помощью нее обнаружены части фюзеляжа. Кому достанутся “черные ящики”, если их все же поднимут со дна? Не заберут ли их с собой французы, чтобы не давать повода для дальнейших издевательств над их “супераэробусами”?
За прошедшие 8 лет А-320 15 раз попадали в авиапроисшествия и 11 раз - в аварии с полным разрушением. До сегодняшнего дня на борту А-320 погибли 350 человек. Трагедия у берегов Сочи добавила к ним еще 113 унесенных жизней.
Тем временем стало известно, что 5 мая в ангаре брюссельского аэропорта Завентем сгорел А-320, принадлежавший компании... “Армавиа”. В Брюссель он был отправлен на ремонт, где до этого ремонтировался и утонувший в море аэробус “Армянских авиалиний”. Теперь будет сложно обвинить в происшествии у берегов Черного моря погоду и экипаж. Трудно не усмотреть прямую связь между сочинской трагедией и “кончиной” такого же аэробуса в Бельгии. Кстати, ответы на все вопросы сгорели в ангаре вместе с документацией. Более того, недавно эксперты из отдела безопасности канадской авиакомпании предупреждали об обнаруженном в конструкции модели А-320 изъяне - протечках гидравлической жидкости из систем управления, разъедающих пластиковые части самолета. Только за прошедшую неделю инцидент с пожаром в ангаре - третий (!), связанный с самолетами А-320. Напомним, что в среду вечером на борту аэробуса испанской авиакомпании “Иберия” вспыхнул пожар.
Уже сейчас эксперты высказывают опасения, что расследование крушения авиалайнера будет делом непростым - ведь катастрофа затронула интересы Армении, России и Франции. Французы, чтобы скрыть сведения о возможных неисправностях в конструкции, будут, как водится, перекладывать вину на погоду, армянских пилотов и российских диспетчеров. Армения с Россией начнут спорить, кто из них больше невиновен.
Французские специалисты, прибывшие в Россию со своим глубоководным аппаратом, должны передать “черные ящики” российской стороне. Если, конечно, найдут их и поднимут со дна. Удастся ли нашей стране перетянуть одеяло невиновности в этой трагедии на свою сторону? Сможем ли мы, садясь в самолеты, быть уверены в том, что авиалайнер исправен, топлива достаточно, летчики здоровы и вменяемы, а диспетчеры на земле работают четко и слаженно. Мы хотим это знать, потому что никто из нас не хочет так внезапно, незаслуженно, так глупо и страшно умирать.
*
Отчёт расследования был опубликован 12 февраля 2007 года, виновными были объявлены члены экипажа и косвенно диспетчеры.
***


Комментариев нет.