Управление качеством: как подменяли стандартизацию и метрологию…
После распада СССР начался процесс бездумного отказа от всего советского наследия, в угоду Западным веяниям…
Отдел Качества вместо Главного Метролога
На многих заводах отказались от советской системы ГОСТов и отделов Главного Метролога. Ввели отделы Качества, суть – упрощенные ОТК, центры Сертификации и Соответствия… взяли на вооружение зарубежные нормативы и… печальные последствия слепому следованию этим «передовым» технологиям всем известны.
Предлагаем вашему вниманию статью почти 25-летней давности, внимательно её прочтите.
Внедрение стандарта ISO 9000 и зачем это нужно предприятию?
В мире сейчас насчитывается более полумиллиона предприятий, сертифицировавших систему менеджмента на соответствие требованиям серии стандартов ISO 9000. В России их около 1100. Так необходим ли предприятию сертификат или это не столь нужно?
Обычно фирма стремится получить сертификат, когда преследует следующие цели:
1. Участие в тендерах.
2. Привлечение инвестиций.
3. Возможность внедрения на собственном предприятии современной модели бизнеса.
4. Обеспечение прозрачности внутренних процессов.
5. Наличие преимущества в менеджменте и серьезного аргумента при заключении как внутренних, так и внешних контрактов.
6. Снижение затрат на исправление брака.
Если что-то из вышеперечисленного вам необходимо, то можно приступать к подготовке вашего предприятия к разработке и внедрению Системы менеджмента качества (СМК).
В настоящее время еще действует серия стандартов ISO 9000 версии 1994 года, по которой можно сертифицировать отдельно производство или производство вместе с проектированием. Но смысла готовиться и сертифицироваться по этой версии нет. Действие стандартов 1994 года заканчивается в 2003 году, и вам придется ресертифицироваться по версии 2000 года или действие сертификата будет приостановлено. А так как версии серьезно отличаются, вам придется разрабатывать СМК практически заново.
По новой версии 2000 года существует лишь один стандарт ISO 9001:2000, по которому происходит сертификация системы, внедренной на всех этапах работы предприятия: от проектирования продукции до ее сбыта.
Кто выдает сертификат и принимает решение о его выдаче? Основные органы по сертификации (ОС), которые уважаемы и признаны во всем мире, это - органы системы TUV-Cert, а также DNV, BVQI, LRQA и другие. Основными российскими органами по сертификации являются органы системы ГОСТ Р (система Госстандарта, Российского морского регистра и некоторые другие). Однако в силу некоторых причин, сертификат соответствия СМК требованиям ISO, выданный Госстандартом, в мире не всегда признаваем, хотя в России имеет статус официального документа. То есть если вы покажете своим зарубежным партнерам сертификат Госстандарта, то, скорее всего, этого им будет недостаточно. А в связи с тем, что средства и силы, затраченные на разработку и внедрение СМК, будут приблизительно одинаковы, вероятно, можно прибегнуть также к услугам международных ОС.
Каждый уважаемый ОС имеет собственную специфику. Хотя значимость сертификата, выданного любым из этих органов, практически одинакова, существуют ниши, в которых каждый из этих предприятий имеет долю. То есть, иными словами, одни специализируются в основном на сертификации СМК в машиностроении, а другие, например, предприятий, производящих морские и речные суда. Хотя каждый из вышеперечисленных ОС, безусловно, имеет все полномочия сертифицировать предприятия в любой сфере деятельности. Стандарт ISO 9001:2000 вообще не предъявляет требований к виду деятельности и выпускаемой продукции. То есть можно сертифицировать СМК, внедренную хоть на фабрике, хоть в поликлинике, хоть в отделении милиции. Следует отметить, что стандарт ISO 9001:2000 устанавливает требования не к предприятию, не к продукту, а к СМК. В этом бывает ошибка менеджеров, которые думают, что с внедрением и сертификацией СМК продукт предприятия будет стопроцентно качественным. В реальности наличие сертификата говорит лишь о том, что продукт, скорее всего, является качественным.
Как происходит процесс разработки и внедрения? Процесс этот занимает на разных предприятиях в зависимости от численности и качества менеджмента от 6 месяцев до полутора лет. Есть мнение, что если предприятие не смогло подготовиться к сертификации СМК в течение полутора лет, то, вероятно, этого делать далее уже не стоит. Проблемы предприятия столь велики, что менеджеры не в силах их решить. Соответственно (а мы говорим о системе менеджмента качества) внедрение системы становится невозможным. Следует также отметить, что если первое лицо предприятия реально не осознает необходимость внедрения СМК, то, вероятно, и не следует за все это браться. Лидерство руководства - один из принципов функционирования СМК, при его отсутствии система функционировать не будет. Первое лицо должно декларировать политику предприятия в области качества и принять на себя всю ответственность за последствия. Многие консультанты часто сталкиваются с этой проблемой, когда директор привлекает группу менеджеров, которые пытаются что-то сделать на свой страх и риск в отдельно взятых подразделениях, а директор не вникает и не хочет вникать в суть происходящего. Подход этот не верен, и известны случаи, когда консультанты отказывались от продолжения работ, и, на мой взгляд, обоснованно.
Хочу также добавить, что еще одним необходимым принципом является принцип вовлечения персонала. Не следует думать, что система затронет отдельных сотрудников, она затронет всех. Вообще, перед принятием решения о начале работ, неплохо прокатиться по предприятиям своей отрасли, уже имеющим сертификат, посмотреть продемонстрированные результаты и оценить предстоящую работу на предмет наличия ресурсов.
Разумеется, можно прочитать горы специальной литературы и попробовать подготовить предприятие собственными силами, и такие примеры в России есть. Однако подавляющему большинству потребуется помощь внешних консультантов. Даже если у вас есть знания и опыт в разработке СМК, действие «третьей силы» вам не помешает.
Процесс выбора консультанта - вещь очень серьезная. Тут нужно учесть несколько факторов. Нужно поинтересоваться опытом и реальными результатами, поинтересоваться, какие предприятия и в каких ОС получили сертификаты. Можно съездить на эти предприятия, можно позвонить в ОС и попросить отзывы о данном консультанте. В конце концов, сертифицирован ли сам консультант? Были случаи, когда предприятие покупало у недобросовестных консультантов некий, якобы универсальный, электронный комплект документов по СМК и таким образом надеялось запустить систему в кратчайшие сроки. К сожалению, этого сделать не удавалось, так как каждая СМК любого предприятия уникальна, т.е. абсолютно невозможно перенести систему с одного предприятия на другое. Только серьезная работа собственной команды разработчиков под присмотром консультанта может привести вас к положительному результату.
Однако после получения сертификата предприятие не должно успокаиваться. Сертифицирующий орган обычно раз в год проводит надзорные аудиты для выяснения функционирования СМК. Причем, так как данная сертификация является добровольной, инициатором проведения аудита должно выступать само предприятие. Если такой инициативы не последует, то действие сертификата будет приостановлено, и об этом в обязательном порядке будут информированы все заинтересованные стороны. Так же одним из принципов ISO 9001:2000 является непрерывное улучшение, т.е. если во время проведения надзорного аудита в функционировании системы за год не произошло никаких изменений, то это - не есть хорошо, и у аудитора могут возникнуть дополнительные вопросы.
Я бывал на предприятиях, которые имеют сразу несколько сертификатов различных ОС и от каждого органа проводятся надзорные аудиты. Таким образом, предприятия получают дополнительный импульс к развитию и непрерывному улучшению СМК. С позиций развития технического прогресса такой подход можно только приветствовать.
Итак, вы выбрали консультанта, который ознакомился с положением дел на вашем предприятии и с которым у вас есть взаимопонимание. Если такового не будет, то в процессе подготовки не исключены конфликтные ситуации, которые могут затянуть весь процесс на неопределенное время. После этого первое лицо предприятия издает приказ о начале работ. Начать их следует с обучения менеджеров предприятия, которое проводится в несколько этапов. Обычно оно проводится внешним консультантом на месте, но предприятие может отправить своих представителей на обучение в учреждения, имеющие на это полномочия. После обучения сотрудникам может выдаваться внешний или внутренний сертификат, свидетельствующий об их подготовке. Момент этот достаточно важный. ISO 9001 предусматривает компетентность внутренних аудиторов (специалистов, осуществляющих внутренние проверки функционирования СМК). Аудитор на сертификационном аудите, проверяя выполнение данного пункта стандарта обязательно поинтересуется подтверждением данного пункта. И вот тогда, если ваши внутренние аудиторы имеют сертификаты или дипломы о специальной подготовке, это будет являться документальным подтверждением их компетентности.
После обучения начинается, пожалуй, самый ответственный процесс разработки и внедрения СМК. Для этого создаются рабочие группы разработчиков, или промоутеров. Частая ошибка руководителей обычно заключается в том, когда они в эти группы назначают людей, от которых особой пользы нет. То есть назначаться по большому счету должны лучшие, а не по принципу: на тебе, Боже, что нам не гоже. В основном длительность по подготовке к сертификации зависит именно от этого этапа разработки. Наибольшая сложность заключается в методах описания процессов. В стандарте 2000 года сказано, что необходимо выявить процессы и их взаимосвязь. А как это сделать, зависит от самого предприятия. В принципе можно описывать просто словами, но я не уверен, что это понравится аудитору, так как чрезвычайно тяжело все это прочитать и проверить. Наиболее эффективен, на мой взгляд, графический метод. В Интернете достаточно дискуссий на тему описания процессов, и по большому счету серьезных специалистов по процессному подходу в России мало. Обычно предлагается некая условная схема описания, а далее предприятие делает, что хочет. Известны случаи, когда разработчики после курсов обучения более запутывались в выборе пути, чем до обучения. Поэтому работа консультанта в данном случае приобретает ключевое значение.
После разработки и внедрения СМК предприятие подает заявку в орган по сертификации. После этого в ОС направляется вся документация, разработанная предприятием: политика в области качества, руководство по качеству, разработанные стандарты, процедуры и пр. И если ОС признает документы, соответствующими стандарту, следует ждать аудитора, который должен на месте, т.е. на предприятии убедиться в их внедрении и реальном использовании. Далее, если результаты аудита СМК будут признаны удовлетворительными, следует ждать сертификата, свидетельствующего о том, что СМК на предприятии соответствуют требованиям стандарта ISO 9001:2000.
Отвечал консультант по внедрению ISO 9000,
аудитор TUV С.А. Сергеев
P.S. Как видим, внедрение этого «стандарта» менее всего имеет отношение к качеству продукции, а целиком направлено на решение проблем бизнеса, привлечения инвестиций, участия в тендерах, создания образа… Ставшие печальным мемом «эффективные менагеры» развалили не одну тысячу предприятий в России, и события последних лет показывают – это изначально тупиковая ветвь. Серьезные вещи, успешно и эффективно производят те российские предприятия, которые сумели сохранить советскую систему стандартизации и метрологии, это ВПК и производство аэро-космической продукции.
2025
Комментариев нет.