О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

АПР-3 Орел-М история ракеты

Вряд ли кто-то будет спорить о том, что в Советском союзе умели делать отличное оружие. Что в этом плане наша страна зачастую опережала и весь мир и самое время...


Непростая судьба отличного оружия...

В 1960 году начали разрабатывать противолодочную ракету воздушного старта АПР-1 "Кондор" нового поколения. Пуск осуществлялся с самолетов Ил-38 или Ту-142, далее ракета приводнялась в заданном районе, уходила на заданную глубину и активировался режим поиска - она на малом ходу начинала циркуляцию на местности. Обнаружение, захват цели и включение маршевого двигателя. Цель поражена. В 1971 году она была принята на вооружение.

Почти одновременно, в 1969 году началась разработка еще двух ракет: АПР-2 "Ястреб" и затем АПР-3 "Орел" - это было дальнейшее развитие ракеты АПР-1. Почему одновременно разработка двух однотипных ракет? Все дело в двигателе... АПР-2 имела маршевый РДТТ - твердотопливный двигатель. АПР-3 имела турбоводометный двигатель.

АПР-2 "Ястреб" была принята на вооружение в 1976 году. А вот с АПР-3 все оказалось сложнее... Ракета АПР-3 "Орел-М" официально принята на вооружение не-то в 1990-м, не-то в 1991 году... Официально информации крайне мало, как мало и информации по ТТХ. Хотя ракету с 2000 года продают Китаю.

Немного информации. В 1972 году Правительством СССР принято решение о строительстве в Алма-Ате, столице Казахской ССР завода "Гидромаш", ориентированный на производство новейших и перспективных морских видов вооружения - авиационной противолодочной ракеты "Орел" и ракеты-торпеды "Шквал".

Место было выбрано не случайно. В Алма-Ате располагался крупный машиностроительный завод им. С.М. Кирова - построен в 1942 году на базе двух эвакуированных заводов. Завод имел 36 цехов, число работников достигало 17 тысяч. Огромный ассортимент продукции, но основная - это производство поршневых и парогазовых торпед (не только для ВМФ СССР, но и на экспорт). Завод имел высококвалифицированные кадры, опытную площадку на озере Иссык-Куль.

Завод Кирова во всем помогал заводу Гидромаш, хотя подчиненность у них была разная (Кирова входил в ЦНИИ "Гидроприбор" Ленинград, Гидромаш подчинялся НПО "Регион" Москва). Первое время на Кирове и делали Шквал, частично...

Завод "Гидромаш" построили и ввели в строй в 1982 году... а для прочих местных заводов началась головная боль. Конечно, ряд специалистов был привлечен из Москвы и всего Советского союза. Но основная масса набиралась на месте. Все ценные специалисты попросту переманивались на "Гидромаш", высокими зарплатами, быстрый карьерный рост, нуждающиеся быстро получали жилье, места в детских садах и прочее.

Завод Гидромаш, Алма-Ата, производил ракеты-торпеды Шквал и ракеты АПР-3 Орел

Завод сразу приступил к производству ракет-торпед "Шквал", но - это было не серийное, а опытное производство. Изделие доводили до ума... долго и мучительно. В год делали 9-11 изделий... В серию "Шквал" пошел в 1989 году. Но завод продолжал строиться, крайне медленными темпами (говорят, это замедление было инициировано по прямому указанию Горбачева, который на этот счет имел разговор "с нашими американскими друзьями").

Одновременно производили АПР-3 "Орел", причем без всякой буквы "М" в конце. К 1990 году производство этой ракеты было отработано, оно шло на ура. И завод передал производство Изделия 473 другому предприятию (не знаю какому, но НПО "Регион"). Алма-Атинский "Гидромаш" делал опытные варианты АПР-3, отрабатывая те или задумки конструкторов.

АПР-3 "Орел" состоял из передней части с головкой самонаведения, затем была боевая часть (до 100 кг ВВ). Затем был приборный отсек, отсек твердого топлива (гидрореагирующего), и далее двухрежимный реактивный турбоводометный движитель. Рули управления и тормозная система с парашютом (потом отделяется).

Печальный конец Гидромаша

После 1991 года, настали тяжелые времена для промышленности... а для заводов во вновь образовавшихся независимых государствах это было вдвойне тяжелее... По инерции завод "Гидромаш" производил ракеты-тореды Шквал, продавая их России. Но это была агония - деньги за поставленные Шквалы не доходили до завода... их растаскивали российские и казахстанские "господа хорошие", работники завода по полгода не получали зарплаты, доходило до позорного - меняли станки или товары народного потребления (которые также производил завод) на картошку, у тех же россиян... а потом эту картошку раздавали работникам в счет зарплаты. Росли долги завода практически по всем направлениям... заводу не на что было закупать металл и прочее сырье...

Помимо военки завод выпускал ряд прочей продукции, в том числе и гражданского назначения: шаровые опоры для легковых автомобилей, целнометаллические (из нержавеющей стали) термоса – их освоение связано с отработкой холодной сложной вытяжкой из тонкой нержавеющей стали (колбы термосов) – есть данные, что эту технологию потом втихаря продали китайцам… Ряд другой продукции.
И вот в 1995 году по американской программе совместного уменьшения угрозы Нанна — Лугара (а Гидромаш в ней входил в первую десятку), завод "Гидромаш" был ликвидирован. Создано предприятие "Белкамит" - это аббревиатура: Белоруссия, Казахстан, Америка, Италия. Казахстан продал 50% акций американцам за символический 1 миллион долларов (себестоимость самого завода в сотни раз больше), Америка заплатила и финансировала итальянцев - как уничтожителей... Белоруссия здесь присутствовала больше символически - она должна была поставлять грузовые автомобили под планируемую продукцию. А это были "бочки" - стальные криогенные танки, для нефтегазовой промышленности... Их делал завод под надзором итальянцев. Но сейчас нет и этого - большая часть завода снесена и на его месте построены высотки очередного ЖК - человейника...

А в 1979 году в городе Капчагай начали строительство завода робототехники "Робот", который изначально должен был обеспечить Гидромаш новыми станками с ЧПУ, промышленные роботы. Строилась одновременно и мощная ТЭЦ, но... пришли времена Перестройки и строительство остановили... ТЭЦ на 70% готовности, завод на 80-85%... Ну а после обретения Казахстаном независимости вовсе все это разграбили и превратили в руины... которые начали потихоньку сносить в 2014 году...

***

Vraznoboy April 22 2024 120 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 1
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 26
Новый участник: Leva






Яндекс.Метрика