БМП-2 прогресс не стоит на месте
Советская бронетехника является одной из лучших в мире - она определяет моду на десятилетия вперед...
На основании богатого боевого опыта, в 1980 году в СССР на вооружение была принята новая боевая машина пехоты. Внешне она сохранила многие приметные черты предшественницы, но одновременно и приобрела массу нового. Был отказ от гладкоствольного орудия в пользу 30-мм скорострельной пушки - уроки Афгана... новая башня, новая броня, очень много нового...
На параде 7 ноября на Красной площади в Москве в 1982 году, иностранные наблюдатели мгновенно сделали выводы - "Советские конструктора и машиностроители сумели создать очередное удивительное изделие"... Да, подобными разработками могли похвалиться очень немногие страны в мире. А время показало, по сути - кроме Советского ВПК - никто... БМП-2 состоит на вооружении многих стран мира, успешно применяется по сей день. Сотни модификаций и оправлять ее на пенсию никто не хочет!
На параде 7 ноября на Красной площади в Москве в 1982 году, иностранные наблюдатели мгновенно сделали выводы - "Советские конструктора и машиностроители сумели создать очередное удивительное изделие"... Да, подобными разработками могли похвалиться очень немногие страны в мире. А время показало, по сути - кроме Советского ВПК - никто... БМП-2 состоит на вооружении многих стран мира, успешно применяется по сей день. Сотни модификаций и оправлять ее на пенсию никто не хочет!
БОЕВОЙ ТРАНСПОРТ ПЕХОТЫ
Понятие «пехота» в период до второй мировой войны прочно ассоциировалось с небольшими, поистине пешими скоростями передвижения войсковых соединений. И когда долговременные позиционные затишья вдруг сменялись атаками, то максимальная скорость «царицы полей» едва-едва превышала десять километров в час.
Необходимость резко увеличить мобильность пехотинца возникла с появлением танков, выполнявших на первых порах функции огневой поддержки. И если колоннам бойцов было совсем нетрудно догонять первые танки, то в дальнейшем взаимодействовать с пехотинцами достаточно скоростным машинам оказалось очень сложно.
Необходимость резко увеличить мобильность пехотинца возникла с появлением танков, выполнявших на первых порах функции огневой поддержки. И если колоннам бойцов было совсем нетрудно догонять первые танки, то в дальнейшем взаимодействовать с пехотинцами достаточно скоростным машинам оказалось очень сложно.
Опыт не слишком многих в 20-е и 30-е годы боевых действий показывал, что даже крупные танковые соединения не могут успешно выполнять задачу изолированно от пехоты. Однако попытки создать транспорт, соизмеримый по скорости и проходимости с танками и обладающий к тому же хотя бы минимальной бронезащитой экипажа и пассажиров-пехотинцев, к успеху не привели. Во всяком случае, к началу второй мировой войны в армиях воюющих стран, кроме Англии и Германии, специализированного транспорта для пехоты не было. В Англии в 1938 году был принят на вооружение гусеничный бронетранспортер «Универсал», представлявший собой легкую, открытую сверху машину с противопульной броней (6-11 мм), рассчитанную на перевозку 9 пехотинцев или установку пехотного оружия. В Германии с 1940 года выпускался средний полугусеничный БТР (спецмашина 251) для перевозки 12 человек. Он был защищен 12-мм броней и мог нести различное вооружение. Вести бой с этих бронетранспортеров пехота не могла, и поэтому атака позиций противника осуществлялась в пешем строю.
В Советском Союзе перед Великой Отечественной войной был принят на вооружение полугусеничный БТР Б-3, но по ряду причин в серийное производство он не пошел. В годы войны часть советских мотострелковых подразделений имела на вооружении американские колесные и полугусеничные бронетранспортеры, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу. Основная же масса пехоты и Красной Армии, и армий других воюющих стран (бронетранспортеров не хватало, и боевые качества их были невысоки) могла рассчитывать только на грузовики и собственные ноги.
Армии требовалась для транспортировки пехоты и сражений в боевых порядках танков специализированная боевая машина — мощная, вездеходная, скоростная, оснащенная сильным вооружением и обладающая надежной бронезащитой. Вот почему в послевоенные годы в войска стали поступать колесные бронетранспортеры БТР-152 и БТР-40 и гусеничный бронетранспортер БТР-50. По тем временам это были хорошие, надежные машины. Но к концу 50-х годов их характеристики уже не отвечали возросшим требованиям современного боя.
В 1960 году появился новый бронетранспортер — четырехосный плавающий БТР-60ПБ. Он имел полностью закрытый герметичный бронекорпус с бойницами для ведения огня десантом из личного оружия. В его башне устанавливалась спаренная система двух пулеметов, причем один из них был крупнокалиберный. По проходимости и маневренности эта машина благодаря приводу на все колеса практически не уступала гусеничным.
В середине 60-х годов советскими конструкторами впервые в мире была разработана принципиально новая машина — боевая машины пехоты — БАШ-1. Отметим, что в ФРГ аналогичный транспортер был создан в 1975 году, во Франции — в 1978 году, в Англии в 1982 году и в США в 1983 году.
Подробное описание БМП-1 публиковалось в «М-К» № 2 за 1984 год. Кратко напомним, что это скоростная (скорость до 65 км/ч), высокоманевренная машина, способная не только двигаться по суше, но и преодолевать водные преграды. Экипаж — три человека: командир, механик-водитель и наводчик-оператор. В состав вооружения БМП-1 входит 73-мм гладкоствольная пушка для стрельбы оперенными кумулятивными и осколочно-фугасными гранатами, спаренный с ней пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых реактивных управляемых снарядов (ПТУРС). Все это вооружение установлено во вращающейся башне.
В десантном отделении размещаются 8 пехотинцев, которые могут вести огонь из личного оружия, крепящегося в специальных шаровых установках. Дополнительно на вооружении десанта есть противотанковый гранатомет РПГ-7 и переносный зенитный комплекс «Стрела-2» для борьбы с низколетящими целями.
Дальнейшим развитием концепции боевой машины пехоты стала БМП-2. Машина получила более просторную башню с новой 30-мм скорострельной пушкой, способной вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (угол возвышения пушки увеличен до 74°). Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения, поэтому прицельный огонь можно вести на ходу. Двухленточная система питания орудия позволяет быстро менять тип снаряда — бронебойный или осколочный — в зависимости от цели. Пушка может вести автоматический огонь в двух режимах: малым темпом — 200-300 выстрелов в минуту, или большим — 550 выстрелов в минуту. Дальность прямого выстрела пушки — 1000 м, прицельная дальность стрельбы по наземным целям — 4000 м. Стрельба по зенитным целям может вестись на высотах до 2000 м. Боекомплект — 500 снарядов. С орудием спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм со скорострельностью 250 выстрелов в минуту и прицельной дальностью стрельбы до 2000 м.
В машине имеется новый противотанковый комплекс, который в отличие от установленного на БМП-1 может действовать не только с машины, но и с. грунта. Остальное вооружение БМП-2 аналогично применявшемуся на БМП-1.
По общей компоновке корпуса БМП-2 сходна со своей предшественницей. В носовой части корпуса справа находится моторно-трансмиссионное отделение с установленным в нем V-образным шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 300 л. с. со связанными в едином агрегате главным фрикционом, коробкой передач и планетарными механизмами поворота. Здесь же находятся системы, обслуживающие работу двигателя и трансмиссии.
Отделение управления, размещенное спереди слева, отделено от моторного отделения тепло- и звукоизоляционной перегородкой. В нем находятся рабочие места механика-водителя и стрелка, органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения и шаровая установка для стрельбы из автомата.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса и в башне. Здесь размещены штатное вооружение машины, боекомплект, приборы наблюдения и прицеливания, вытяжная и приточная вентиляция и рабочие места командира и наводчика-оператора. Перед наводчиком-оператором установлен комбинированный (дневной и ночной) прицел для стрельбы из спаренной установки по наземным целям, три прибора наблюдения и пульты управления стабилизатором и системой запуска дымовых гранат. Перед командиром размещен дневной прицел для стрельбы по наземным и зенитным целям и пульты управления стабилизатором и комплексом ПТУРС. Таким образом, из пушки могут вести огонь как наводчик, так и командир машины. На командирской башенке смонтированы три прибора наблюдения и осветитель для ночной стрельбы.
Десантное отделение занимает кормовую часть машины. По сравнению с БМП-1 оно уменьшено и рассчитано на 6 человек. Для посадки и высадки десанта служат два люка в крыше и две двери в корме корпуса. В бортах корпуса имеются шаровые установки — две пулеметные и пять автоматных.
БМП-2 располагает средствами защиты от оружия массового поражения, а также от пожара и затопления на плаву. Для маскировки на поле боя машина оборудована термодымовой аппаратурой и шестью дымовыми гранатометами. Основой защиты экипажа и оборудования машины служит круговое бронирование герметичного корпуса.
При ядерном взрыве поток гамма-излучения вызывает срабатывание системы ПАЗ — противоатомной защиты. При этом глушится двигатель, останавливаются вентиляторы, перекрываются все воздухопритоки, так что к подходу ударной волны машина будет полностью герметизирована. После прохождения фронта ударной волны включается нагнетатель, который через фильтр подает очищенный воздух внутрь машины под избыточным давлением. Система обеспечивает аналогичную защиту при обнаружении радиоактивных или отравляющих веществ.
В случае возникновения огня внутри машины вступает в действие автоматическая противопожарная система, которая сама определяет очаг пожара и подает к нему огнегасящий состав.
Боевой вес БМП-2 составляет 14 т, однако удельное давление на грунт — всего 0,62 кг/см2, что при наличии мощного двигателя позволяет машине уверенно- двигаться по песку, заболоченной местности, глубокому снегу и в других тяжелых дорожных условиях. А на хорошей дороге БМП может поспорить в скорости с автомобилем.
Преодолима для нее и водная преграда. Пользуясь теми же гусеницами, машина плывет со скоростью 7 км/ч.
В условиях пересеченной местности машина может преодолевать подъемы до 36°, двигаться по склонам крутизной 30°, форсировать стенки высотой до 0,7 м и рвы шириной до 2,5 м.
Применение БМП-2, обладающей хорошей маневренностью, повышенной огневой мощью, современными средствами защиты, существенно повышает боевые возможности мотострелковых подразделений Советской Армии, с честью стоящей на защите мирных рубежей нашей Родины.
В. БРОВКИН
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ
При создании модели-копии боевой машины пехоты БМП-2 следует учесть, что корпус образован плоскими панелями, а единственными деталями с двойной кривизной являются кормовые люки.
Гусеничный движитель состоит из шести пар обрезиненных опорных катков, подвешенных на торсионах, двух ведущих колес-звездочек, шести поддерживающих катков и двух направляющих колес. С внешней стороны дискам опорных катков приданы радиальные рифления.
Боковые щитки над гусеницами — с тремя продольными зигами, для удобства обслуживания при ремонте или регулировке гусениц каждое крыло можно разделить на три отдельные детали.
Башня боевой машины пехоты конической формы. На ней закреплены прибор ночного видения, прожектор, направляющая ПТУРС, а также прибор наблюдения наводчика-оператора. На башне расположены два люка — командира и наводчика-оператора — с выпуклыми крышками.
Окраска БМП-2 стандартная — защитная либо камуфлированная. В зимнее время — белая. Траки — черные. Шанцевый инструмент, закрепляемый снаружи, также защитного цвета.
БМП-2: 1 — ленивец, 2 — автоматная амбразура, 3 — опорный каток, 4 — прибор наблюдения, 5 — кронштейн дымового гранатомета, 6 — пушка, 7 — короб эжектора, 8 — звездочка, 9 — кожух гусеницы, 10 — буксирный крюк, 11 — люк стрелка, 12 — люк механика-водителя, 13 — волноотбойный щит, 14 — люк наводчика-оператора, 15 — командирский люк, 16 — люк десанта, 17 — установка ПТУРС, 18 — дымовой гранатомет, 19 — кормовая дверь, 20 — кронштейн поддерживающего катка.
Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №2
Чего вы гадите в подъездах?!
Admin-uzzer June 07 2023 294 прочтения
3 комментария
Печать
3 комментария
- May-Day- June 23 2023 17:25:41
- Admin-uzzer- July 09 2023 14:23:00AHTOH- July 19 2023 15:50:11