Об этом телефильме немало уже сказано и критики хоть отбавляй - постараемся не повторяться. Что есть - то есть - даже в Советские времена допускали проколы, не мелочь всякая, серьезные ошибки и просчеты!.. Конечно, литературно-художественное произведение имеет определенную свободу в интерпретации фактов, но не искажение же логики и здравого смысла!
Жеглов, Шарапов, Горбатый - не верю!
Есть такое явление, или ощущения, когда смотришь какое-нибудь кино, все отлично, но ну веришь, тебя пытаются в чем-то убедить, но ты убеждаешься совсем в ином.
Вот и знаменитый, буквально культовый многосерийный советский телефильм "Место встречи изменить нельзя" - тоже самое... Актеры сыграли великолепно, но ощущение - они немного иное играли... самым талантливым образом создали внушительные образы, но несколько иных персонажей!
Здесь просчет начинается с самого романа "Эра милосердия", со сценария для телефильма, просчеты режиссера и самих актеров.
Как известно, в советские времена актер был не просто "звездой", которую пригласили и тот присутствует в кадре ровно в рамках контракта. Советское кино - это результат коллективного творчества. Актеры вживались в роль, обогащали её своим талантам, порою привнося в образ то, чего нет в сценарии. И "Место встречи изменить" не стал исключением.
Владимир Шарапов
На мой взгляд, Владимир Конкин великолепно сыграл... но все тот же типаж самоотверженного комсомольца, Павку Корчагина. В принципе, он отлично сыграл и Шарапова.
Но, скажите мне - кто такой Владимир Шарапов? Это боевой офицер, который, несмотря на молодость семь раз ходил за линию фронта, который имеет серьезные награды не за красивые глазки и что такое честь офицера знает не понаслышке. Но все его поведение - это поведение вчерашнего десятиклассника из московской интеллигентной семьи, он, наверное, даже не дрался во дворе, ни разу!
Знаменитый эпизод - конфликт с Жегловым после задержания Кости Кирпича. Боевой офицер, столкнувшийся с другим офицером, который замарал эту самую офицерскую честь - причем это твой командир! Что он должен делать в такой ситуации - прямо и в лоб сказать, не жалея крепких выражений! Ну, или согласно уставу подать рапорт - самому же Жеглову. Но Шарапов начинает комсомольское собрание, причем снова школьного уровня, с наивными и оторванными от жизни взглядами. Словно он и на фронте не бывал...
Глеб Жеглов
Образ жесткого и порою жестокого, но справедливого и, безусловно, опытного следователя из МУРа. Он знает преступный мир как свои пять пальцев! Увы, и весь преступный мир его знает...
Но как-то он умудрился подставить под бандитскую заточку Васю Векшина, который и сам был о-го-го каким матерым борцом с преступностью! Но "профессор Мориарти" их обыграл - мгновенно расколол и на перо!
Знание людей у Жеглова вроде бы безупречное, но он откровенно глупо и упрямо (словно с бодуна) пытается повесить убийство Ларисы на её бывшего мужа Ивана Сергеевича Груздева. Хотя даже беглого взгляда было бы достаточно, чтобы понять - тут не все так просто...
И самый главный прокол Жеглова - это при всей своей опытности и после случая с Векшиным, он позволяет Шарапову идти на контакт с бандитами. Наивно добавляет, так, словно сам вчера восемь классов лишь закончил - "В банду не соваться!".
И этого персонажа нам представляют как матерого криминалиста?! Да просто поставь себя на место бандитов и все сразу станет ясно! Соваться или нет - тебя никто и спрашивать не станет! Банда потеряла своего человека - одного из самых серьезных. Вместе с водителем-асом на Студебекере... И Фокс вроде бы не из блатных - т.е. не из воровского мира. А значит, он может сдать, и банду накроют одним махом! И тут приходит какой-то непонятный суетливый человечик с весточкой от Фокса - типа сказал, получил деньги и безбедно свалил. На это надеется Жеглов? Извините - не верю! Так современные дети ЕГЭ могут полагать, но не капитан МУРа - начальнику оперативной бригады по борьбе с бандитизмом!
Понятно, Шарапова бандиты без слов или со словами "заберут к себе в логово", чтобы выжать из него всю информацию. А если не получится (ведь муровцы страхуют Шарапова) - заточкой в сердце или пулей туда же. И ведь Жеглов умудрился и здесь проворонить бандитов!
Жеглов не раз с удовольствием отмечает, что его в бандитской среде каждая собака знает. И он закономерно должен был понимать, что бандитский мир внимательно следит за каждым новым персонажем в органах правопорядка. И не зря ведь Векшина вызывали черт знает откуда! А Шарапов уже неоднократно и громко засветился - и на расследовании убийства Груздевой, и в эпизоде с Валькой Копченым, и с поимкой Кирпича, и с засадой у Верки-модистки, и при поимке Фокса... да еще во время налета на продсклад - он нос к носу столкнулся с этим самым Фоксом, и откуда Жеглову знать, что его и другие бандиты в лицо не видели?
Это не просто глупость или просчет - это просто фееричная тупость и непрофессионализм! Причем не только самого Жеглова, но и их начальника, позволившего эту авантюру.
Черная кошка
Банда - здесь попытка показать реальную бандитскую группировку военного и послевоенного времени. Это не лубочный Шукшинский Егор Прокудин со всякими Губошлепами, и не рафинированный до слащавости Есениниский Хулиган в компании с мариенгофскими алкашами и клюевскими бомжами.
Банда "Черная кошка" - это неуловимая и крайне жестокая группировка, самая знаменитая и удачливая, так согласно авторам романа и телефильма. За этой везухой на самом деле скрывается профессионализм и огромный бандитский опыт. Тщательно подобранный состав банды и серьезная дисциплина.
На деле мы видим, что эта легендарная ОПГ на деле грабит продуктовые склады и магазины, не брезгуя ношенным бельем, которое потом перешивала (обезличивала) Верка-модистка, для последующей продажи на рынке... мелковато, не так ли? Фокс убивает Ларису ради каких-то побрякушек, которые, в общем-то, сам должен был ей их дарить не глядя и не считая - "кольца и браслеты, шляпки да жакеты"...
Состав тоже не впечатляет. Тот же Фокс - он попросту альфонс (умеет входить в доверие к женщинам) - ему мокруха совсем ни к чему! И в банде ему делать нечего - он индивидуал, как Петька Ручечник.
Шестерка Промокашка, гениально сыграл Иван Бортник, еще туда-сюда - хотя ему место в углу и - помалкивай, когда авторитеты говорят!
Виктор Павлов как обычно добротно сыграл Левченко - бывшего однополчанина Шарапова, с которым они кусок хлеба делили... Как персонаж - отлично, но как член такой банды как "Черная кошка" - не верю! Не взяли бы его в банду - этакого мужичонку, который все в той же солдатской шинелке ходит... Конечно, скажут, у Левченко большой уголовный авторитет в прошлом, не одна отсидка - и одно это откроет ему двери в банду. Ну да, а дальше? Либо Левченко двуликий человек, так вроде он и честный и порвал, с прошлым и очистился, смыл кровью... и фронтовое братство дороже жизни! Но в банду просто так прохожего не берут, да еще в таком стиле дезертирском. Должен доказать делами свою годность, а доказательства... сами понимаете - это убить сторожа или его внука... убить женщину... и так далее... Да и сам Левченко не отрицает "свои последующие подвиги", только вот непонятно, чего он не живет, как и прочие бандиты, а все какими-то "фронтовыми" мыслями преисполнен. Даже не меняет шинель и солдатскую шапку-ушанку. Деньги-то явно имеются и не малые!
А теперь Горбатый!
Ну и, пожалуй, один из самых колоритных персонажей - Карп, главарь банды "Черная кошка", Армен Джигарханян справился с задачей на отлично! Но снова, сыграл не того... Мишка Квакин из "Тимур и его команда" - вот такой это главарь.
Для начала - почему все они на хазе? Ведь Фокса взяли и тот может расколоться и всех сдать? Ладно, Карп уверен в своем подельнике - дескать, тот молодогвардеец и не расколется на Петровке 38. Допустим. Но тянуть в логово этого "мутного фраерка" - это уже через чур. Бандиты почти уверены, что он "мил человек стукачок"... а значит, его пасут МУРовцы! Зачем им добровольно наводить на себя легавых?
Шарапова просто вывезли бы в лес, и бандиты путем нехитрых, но эффективных способов, попытались бы расколоть его - вот и Левченко сгодился бы с его опытом разведчика (где, безусловно, умели развязывать языки языкам - такая вот игра слов). Там бы и грохнули его и закопали бы. И так поступили бы 99,99% всех бандитов.
Но не Карп и его пресловутая "Черная кошка" - это сборище атосов-портосов-арамисов и дартаньянов! Они верят откровенно подозрительному фраерку, и даже не пытаются его толком расколоть. Не бьют, не пытают, не напаивают до потери пульса, а то могли бы и марафетом угостить... глядишь - поплыл Шарапов и проговорился... ничего нет - комсомольское или партийное собрание продолжается, товарищи! Шарапову даже закидывают на сберкнижку огромные деньги! На них можно купить кучу тряпья в ГУМе, а не воровать его и не напрягать модисток!
Карп идет в своей демократии дальше - сажает этого мутного фраерка за стол рядом с собой, наливает ему водки и пьет вместе с ним, ест с ним... Ой, какая непростительная наивность! Пить со стукачом, а вероятно и опущенным, такому авторитетному вору! Да не в жисть такого не было бы!
Развязка
Банда отправляется на самое глупое дело, которое можно представить - "на святое, товарища из беды выручать"... Реально - глупее ничего не придумать. Не бандиты, а прямо идейные бойцы! Хотя, реально, бандиты такого уровня без проблем нашли бы снайперскую винтовку, и просто грохнули бы Фокса прям на входе в магазин, где якобы готовился бы следственный эксперимент. Но, поди ж ты - они мушкетеры, один за всех и все за одного!
"Сдаемся" - говорит Карп, хотя отлично понимает, что его уж точно расстреляют. За сторожа в продмаге, которого он самолично топором убил. А смертную казнь в СССР отменят лишь в 1947 году, а в романе и фильме действие происходит осенью 1945 года.
НЕ ВЕРЮ
Изначально все эти нелепости присутствуют в романе братьев Вайнеров "Эра милосердия", потом оно все попадает и на экран. Режиссер тоже ни чего не исправляет, актеры тоже... они даже не видят всех этих нелепостей.
Причина проста и очевидна - братья Вайнеры просто талантливые писатели, которые реальность знают понаслышке, как и все прочие. Ни они и не Говорухин, ни Конкин, ни Высоцкий, ни Джигарханян и большинство прочих - в армии не служили и в тюрьме не сидели... все с чужих слов, на себе не прочувствованно. Да и не особенно продумано чисто логически.
Увы, и очень часто хорошие и значимые произведения искусства и культуры отмечены подобными "язвами", а сегодня - практически все 100% таковы.
***