Капитан 3 ранга А. Соколов,
кандидат технических наук
В настоящее время за рубежом большое внимание уделяется исследованиям и разработкам в области создания принципиально новых корабельных систем электродвижения с безвинтовыми магнитогидродинамическими движителями (МГДД). Работа такого движителя основывается на возникновении тяги (силы Лоренца) при взаимодействии магнитного поля, направленного вертикально вниз, и электрического тока, протекающего перпендикулярно линиям магнитного поля. Результирующая сила перпендикулярна как направлению тока, так и магнитному полю и проходит вдоль основной оси судна.
По сравнению с обычными движитсльными установками МГДД имеет ряд преимуществ: пониженный уровень шумности (отсутствует гребной винт, линия вала, главный турбозубчатый агрегат и т.д.), хорошую маневренность, значительный КПД (теоретически он может достигать 80 проц.), простую компоновку энергетических отсеков, более высокую живучесть движительного комплекса (при сегментной конструкции).
Вместе с тем МГДД не лишены некоторых существенных недостатков, к числу которых можно отнести: выделение значительного количества хлора и водорода на электродах движителя вследствие электролиза морской воды, что является демаскирующим фактором; наличие мощных электромагнитных полей, которые с одной стороны демаскируют ПЛ, а с другой - оказывают негативное воздействие на личный состав и радиоэлектронные системы корабля.
Для устранения этих недостатков и создания МГДД со сверхпроводящими магнитами, обеспечивающими плотность магнитного потока 10 Тл и выше, потребовалось решить ряд сложнейших научно-технических задач. С этой целью за рубежом развернуты широкомасштабные НИОКР, в рамках которых можно выделить следующие основные направления: получение материалов, обеспечивающих возникновение эффекта сверхпроводимости при температуре кипения жидкого азота (77,3К) и выше, то есть высокотемпературных сверхпроводящих материалов; создание криогенных систем, сверхпроводящих магнитов, генераторов, преобразователей, распределительных устройств и других элементов энергетической установки; концептуальная разработка МГДД и ПЛ в целом.
Главная проблема состояла в создании и поддержании мощного магнитного поля в минимальном объеме устройства, что потребовало применения сверх проводящих (СП) материалов на основе ниобий-титанового сплава. При использовании электромагнитов с обмотками из обычных материалов (меди, алюминия) и стальным сердечником магнитная индукция в канале МГДД ограничена условиями насыщения сердечника и составляет 1,8-2 Тл (при электропроводности морской воды порядка 51 Ом м). При таких условиях для достижения КПД хотя бы 3-5 проц, потребуется создать магнит огромных размеров. Увеличить КПД можно также за счет повышения электропроводности морской воды на несколько порядков либо путем перехода на сверхпроводящие магнитные системы.
Электропроводность морской воды может быть повышена в 5-10 раз введением различных присадок на входе в канал движителя, однако в настоящих условиях это представляется технически сложной задачей.
Открытие эффекта сверхпроводимости материалов дало ученым возможность реально приблизиться к созданию МГДД для практических целей.
В январе 1986 года американские ученые Г. Веднорц и А. Мюллер открыли явление так называемой высокотемпературной сверхпроводимости, возникающей при температуре 40-70К в оксидной керамике, что послужило мощным толчком к расширению работ в данной области. В итоге весной 1987 года группа американских физиков синтезировала сверхпроводящий керамический материал, включающий иттрий, барий и оксид меди, с критической температурой 90-100К, что позволяет использовать в качестве хладагента жидкий азот, который в 200 раз дешевле (его можно получать из воздуха) и намного эффективнее как охладитель, чем гелий (теплота его парообразования в 10 раз выше). Кроме того, конструкция криогенных азотных установок значительно проще, их габариты примерно в 5 раз меньше и они приблизительно в 7 раз меньше потребляют электроэнергии, чем аналогичные гелиевые установки. Однако материал на основе иттрия, бария и оксида меди не обладал необходимыми электромеханическими и технологическими характеристиками, поэтому поиски более совершенных сверхпроводящих материалов были продолжены.