Но результаты ударных операций оказались слабыми. В 1941 г. «кондоры» уничтожили 65 судов — в т.ч. 55 транспортов и 2 корвета, 26 морских целей были повреждены, причем вооруженный катапультой для запуска истребителей «Спрингбэнк», поврежденный «кондором», добила подлодка U 201. В следующем же году удалось потопить лишь 7 судов, из них 3 мелких, и 1 транспорт повредили.
Ремонт самолета FW 200С-4 эскадры КС 40 на норвежском аэродроме
Угроза, исходящая от FW 200, и неспособность морского командования быстро и адекватно отреагировать на нее вынудила вмешаться лично премьер-министра Черчилля. По его прямому указанию флоту были переданы из состава ПВО дополнительные зенитные орудия, но главное — он заставил штаб ВМС озаботиться созданием новой тактики защиты конвоев. Усиливалось и авиационное прикрытие конвоев, но вклад истребителей в их защиту по-прежнему был слаб: за весь 1941 год летчики сбили только три FW 200С, а зенитчики —15. Три «кондора» англичанам удалось разбомбить на аэродромах Бордо и Лориэн, 4 погибли в авариях и 7 — по неизвестным причинам, скорее всего, не связанным с действиями противника. Зато в следующем году с появлением более мощных палубных и дальних истребителей положение изменилось: за 1942 г. эскадра KG 40 потеряла 20 машин, половина из них была сбита истребителями и патрульными самолетами, 4 —зенитками, остальные пропали без вести.
В конце декабря 1942 г. внезапно была расформирована I/KG 40, а ее 18 самолетов были переданы транспортной группе K.Gr.z.b.V. 200 и направлены на аэродром Сталино (ныне город Донецк, Украина) для снабжения окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Половина из них там осталась навсегда.
Январь 1943 года начался для оставшейся на берегах Атлантики 40-й эскадры с неприятностей. Первого числа командир III/KG 40, видно, злоупотребив шнапсом накануне, послал «кондоры» эскадрилий 7 и 8/KG 40 бомбить город Касабланка в Марокко. Эффект оказался лишь моральным (через две недели там должна была состояться конференция глав Великобритании и США), зато зенитки повредили четыре FW 200, два совершили вынужденные посадки в Испании и были реквизированы. Командиру III/KG 40 был объявлен строгий выговор за самоуправство.
FW 200C-3/U2 «Кондор» обер-фельдфебедя Генриха Бляйхерта, сбитый 23.07.41 г. при атаке конвоя O.B. 346 патрульным самолетом «Гудзон» Mk. III из 233-й АЭ RAF. Метеоролог А. Долингер погиб, остальные попали в плен
Пополнение за счет остатков K.Gr.z.b.V. 200 и «кондоров», полученных с завода, позволило увеличить количество FW 200 в 40-й эскадре с 9-ти на 31 января до 39-ти к 20 марта 1943 г. И они попробовали повторить свой успех двухлетней давности: 3-4 марта на выходе из Гибралтара был атакован конвой Х.К. 2, попадание получил французский транспорт «Шатотруа» (4765 т), 14 марта был тяжело поврежден «Дачес оф Йорк» (20021 т), а 19 марта сброшенная «кондором» бомба повредила «Сити оф Кристчерч» (6096 т).
Девятнадцатого марта экипаж FW 200С-4 обер-лейтенанта Шлебаха в Центральной Атлантике увидел одиночное судно, похожее на транспорт. Вопреки инструкции, запрещавшей маловысотные атаки из-за возросших потерь, Шлебах снизился...
В это время на мостике французского эскортного корабля (авизо) «Саворган де Бразза» шел спор командира со старпомом о том, что за самолет к ним приближается. Первый считал, что это противник, второй твердил, что это свой «Либерейтор». В споре победил занимавший более высокую должность, приказав открыть огонь. Шестнадцать зениток калибра от 138 до 20 мм и четыре 12,7-мм пулемета вмиг прервали полет FW 200С с бортовым обозначением F8+IK. А через 5 суток экипаж этого авизо сбил еще один «Кондор»...
Но командир III/KG 40 был настроен решительно: апрель прошел без результатов, зато в мае удалось потопить 2 судна, в июне — 3 и 2 повредить, в июле — 5 и повредить еще 4. Союзники отреагировали на угрозу, перебросив на приморские базы 90 дальних истребителей «Москито», «Бофайтер» и «Мустанг». В июне они сбили 2 «кондора», в июле — 3 и в августе — 1. Казалось, потери были невелики и самолетов хватает, но в августе счет «кондоров» пополнился лишь одним потопленным судном (еще два получили повреждения), в сентябре они повредили английский эсминец «Винчелси», а потопленный транспорт «Форт Бейбайн» (7713 т) оказался последним в 1943 году. В строю в недавнем прошлом элитной группы III/KG 40 почти не осталось летчиков довоенной подготовки — кто погиб, кто ушел на штабную работу, кто продолжал службу в других частях, а молодые оказались не столь способны, — и именно это обстоятельство все объясняло. Командование же считало причиной неудач то, что FW 200С морально устарел, и 3 декабря 1943 г. штаб Командования «Атлантика» запретил их действия в зонах досягаемости истребителей Союзников.
К концу 1943 г. «кондоры» KG 40 потопили 13 судов и еще 11 повредили, но потери над морем составили 22 самолета. Восемь из них пропали без вести, из известных же случаев большинство — восемь — пришлось на долю вражеских истребителей. 3 декабря боевые и разведывательные операции на самолетах FW 200С были полностью запрещены, но заменить их оказалось нечем, и приказ был проигнорирован.
С 1943 г. фирма «Фокке Вульф» была вынуждена сосредоточить все силы на поддержании боевых качеств истребителей FW 190 — и совершенствованием патрульных бомбардировщиков FW 200 почти не занималась. Модификация FW 200С-5 получила противообледенители, обогрев кабин и усиленное оборонительное вооружение, но ударные возможности остались на прежнем уровне.
Носитель крылатых ракет Hs 293А 1 — самолет FW 200С-8 «Кондор», эскадра KG 40, лето 1943 г.
Качественно повысить боевую эффективность попытались за счет оснащения самолета управляемыми по радио крылатыми ракетами Хеншель Hs 293А-1. В конце 1943 г. несколько FW 200C-3U1 и U2 были доработаны подвеской двух крылатых ракет под внешними мотогондолами, а на месте бомбардира появился визир, передатчик FuG 203b «Страсбург III» и пульт с рукояткой-кнюппелем для передачи команд наведения «вверх-вниз» и «вправо-влево» на ракету. Переделанные машины обозначались FW 200С-6, а те, на которых аппаратуру запуска ракет ставили при сборке на заводе — С-8. Они отличались удлиненными внешними мотогондолами, снижавшими сопротивление громоздкой подвески. В конце декабря 1943 г. такие ракетоносцы начали поступать в группу III/KG 40, но в начале 1944 г. завод в Котбусе сдал последние четыре FW 200С-8, прекратив производство «кондоров», которых было построено 267 штук (по другим данным — 263), из них 245 имели ударное вооружение.
В рождество 1943 года линейный крейсер «Шарнхорст» и несколько эсминцев под командованием контр-адмирала Эриха Бея вышли на перехват шедших в СССР конвоев J.W. 55В и R.A, 55А, Чтобы скорее найти противника, Бей приказал разделиться, но сам натолкнулся у мыса Нордкап на севере Норвегии на крейсера «Белфаст», «Шеффилд» и «Норфолк». Англичане засекли его с помощью радара и поразили «карманный линкор» первыми же залпами, Бей ответным огнем повредил «Норфолк» и сделал попытку прорваться к транспортам. В этот момент английский линкор «Дюк оф Йорк» обошел его с юга, отрезав путь к отступлению, крейсера дали по «Шарнхорсту» залп осветительными снарядами, и в 16:50 (была полярная ночь) «Дюк» ударил главным калибром, однако Бей смог увернуться. Целый час он уходил от преследования, но вдруг скорость упала до 8 узлов. Экстренный ремонт позволил увеличить ход до 20 узлов, но этого было уже мало, на «Шарнхорст» набросились линкор, крейсера, эсминцы —и 28 декабря в 19:45 он пошел ко дну...
Когда бой только начинался, на помощь рейдеру подняли четыре «кондора», в том числе FW 200С-6 с парой ракет Hs 293А-1, но применить их он не смог. Эта четверка потеряла одну машину — FW 200С-4 борт F8+KR был сбит английским тяжелым гидросамолетом Шорт «Сандерленд». На следующий день несколько «кондоров» вновь попытались атаковать англичан в том же районе — и снова безуспешно, причем ракетоносец FW 200С-8 борт F8+IR пропал без вести — и опять ни одного успешного пуска ракет так и не удалось сделать.
Десятого февраля 1944 г. тройка FW 200С обер-лейтенанта Мали пошла к Исландии. Этот район кишел истребителями Союзников, но «кондоры» не только приблизились к берегу острова, но и вошли в Сейдис-фиорд, увидев там спокойно плывущий английский танкер «Эль Грильо». Молниеносная атака — и судно водоизмещением 7264 т пошло на дно...
Через два дня немцы попытались провести крупную операцию: по девять FW 200 из III группы и Не 177А из II группы эскадры KG 40 вылетели в Северную Атлантику на перехват конвоев O.S. 67 и К.M.S. 41, но были встречены взлетевшими с конвойного авианосца «Пьюэсер» истребителями «Корсар» и противолодочными самолетами «Эвенджер», которые также имели сильное стрелковое вооружение. Были сбиты два Не 177А и один «кондор», остальные были рассеяны.
Тут продолжение –
и об самолете Юнкерс Ju 290…
***