Одноразовый противорадиолокационный БПЛА «Harpy»
В 1970 г., на завершающем этапе так называемой «Войны на истощение», перед ВС Израиля остро встал вопрос борьбы с ЗРК противника типа С-125, которые были развернуты вдоль Суэцкого канала и нанесли чувствительные потери израильским ВВС. В 1971 г. США поставили Израилю противорадиолокационные управляемые ракеты (УР) AGM-45A/B «Shrike», которые применялись с самолетов (правда, без особого успеха).

Через некоторое время в ВВС появилась идея запускать «Shrike» с земли. Вскоре появился прототип системы — 2 УР устанавливались на ПУ на базе полугусеничного БТР. Однако, дальность стрельбы «Shrike» с наземным пуском была крайне мала, поэтому ракету оснастили мощным стартовым ускорителем. Полугусеничный БТР больше не подходил по грузоподъемности, и рельсовая ПУ была размещена на базе танка «Sherman» со снятой башней. Система получила название «Kachlilit» (по другим данным — «Kilshon») и была принята на вооружение вскоре после войны 1973 г. Дальность стрельбы УР составляла 16 км (при пуске «Shrike» с самолета — 18-25 км для AGM-45A и 40-52 км для AGM-45

. Эффективность УР «Shrike» была низкой — в случае если противник выключал РЛС, ракета теряла цель и взрывалась далеко от нее. При этом боевая часть (БЧ) весом 67 кг не обеспечивала надежное поражение РЛС.
Одноразовый ударный БПЛА «Harop»
В операции «Буря в пустыне» 1991 г. США и их союзники столкнулись с проблемой обнаружения и уничтожения ПУ баллистических ракет Ирака типа Р-300 (SCUD), а также их усовершенствованных вариантов «Al-Abbas» и «Al-Hussein». Особенно это касается мобильных ПУ, которые ночью скрытно выдвигались на позиции, осуществляли пуски ракет по целям в Саудовской Аравии или Израиле и отходили в подземные укрытия. Проблема эта так и не была разрешена американцами, несмотря на наличие у них разведывательных спутников и большого числа самолетов для разведки и поражения наземных целей, поэтому американцам пришлось срочно создавать систему ПРО от баллистических ракет. Эта система оказалась сложной, дорогостоящей и не очень эффективной.
В 1976 г. Израиль получил первые противорадиолокационные УР нового типа—AGM-78 «Standard ARM», а в 1977 г. ракету приняли на вооружение. УР «Standard ARM» умела «запоминать» направление на РЛС на случай ее отключения, имела 97-кг БЧ и дальность стрельбы до 90 км. В Израиле для «Standard ARM» также был разработан вариант с наземным пуском — вначале на базе того же танка «Sherman» (прототип), затем — на стандартном армейском грузовике М809А1 (3 УР в герметичных транспортно-пусковых контейнерах). Система получила название «Keres».
Во время войны 1982 г. противорадиолокационные УР были применены довольно успешно. 9-го июня истребители «Phantom» выпустили против ЗРК Сирии в Ливане около 40 УР «Standard ARM», одновременно нанесли удар и наземные системы — «Kachlilit/Kilshon» и «Keres». Система ПВО Сирии в Ливане была разгромлена.
Ракетные комплексы «Kachlilit/Kilshon» и «Keres» примерно 20 лет эксплуатировались 153-м дивизионом, входящим в войска ПВО (по другим данным — 153-й эскадрильей ВВС). В период использования «Kachlilit/Kilshon» имелось не менее 2 батарей этих ракет, в каждой по 5 ПУ. Впоследствии все эти ракеты были заменены в ВВС на БПЛА «Harpy», о котором пойдет речь ниже.
В конце 80-х годов отделение Malat компании Israel Aerospace Industries (IAI) разработало ударный БПЛА «Harpy». предназначенный для поиска и уничтожения РЛС. Аппарат построен по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом и двукилевым хвостовым оперением. Он оснащен роторным двигателем AR731 с толкающим винтом. После запуска БПЛА совершает автономный полет по заложенной программе, выходит в заданный район и барражирует в нем. После обнаружения сигналов РЛС он определяет местоположение цели, пикирует на нее и поражает осколочно-фугасной боевой частью.
Запуск БПЛА осуществляется из транспортно-пускового контейнера при помощи твердотопливных стартовых ускорителей. На пусковой установке (автомобиле повышенной проходимости) смонтировано 18 таких контейнеров. Батарея «Harpy» включает 3 ПУ, центр управления и взвод тылового обеспечения, всего в батарее 54 БПЛА. Контейнеры с БПЛА могут также устанавливаться на кораблях ВМС. БПЛА «Harpy» состоят на вооружении ВВС Израиля. Они также экспортировались в Турцию, Индию, Китай, Тайвань и Южную Корею.
Во второй ливанской войне 2006 г. самолетам израильских ВВС удалось уничтожить большую часть ПУ тяжелых дальнобойных ракет «Fajr 3/5» и «Zilzal 2» формирований «Hezbollah», что в значительной степени стало возможным благодаря разведывательным БПЛА. Однако угроза иранских баллистических ракет «Shahab 3», способных наносить удары по всей территории Израиля и имеющих химические и бактериологические боеголовки, а в потенциале — ядерные. А также угроза сирийских ракет типа Р-300 вынудили Израиль создавать многоэшелонную систему ПРО. Вместе с тем, задача борьбы с баллистическими ракетами наиболее эффективно решается путем уничтожения их до пуска (вместе с ПУ). Для решения последней задачи в Израиле, судя по имеющимся данным, намечено привлечь новые ударные БПЛА.
*