О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Взломщики

Информация к размышлению об молодежных субкультурах - 1988 год и официозные неучи...

Неформалы – авторитетное мнение

Сегодня много говорят, и порой достаточно толково, о проблеме так называемых неформальных объединений. Многие из тех, кто работает в сфере досуга, — педагоги, культпросветчики — склонны объявить появление таких групп веянием времени. Но ведь это не так. Неформальные общности были всегда, и принципиально новой проблемы тут нет. Практически любая группа, собирающаяся по месту жительства, — это и есть самодеятельное объединение без формальных признаков. Другое дело, что многочисленность, несхожесть таких групп приводят воспитателей к мысли, что появился некий «объект», с которым невозможно проводить эффективную педагогику. Это тоже не совсем так.

Думаю, что многим культпросветработникам помогут знания характерных особенностей отдельных групп. Эти особенности нужно учитывать в работе с ними, особенно в период знакомства, привлечения их в стены клубов и ДК.

Неформальные течения молодежи в СССР в 80-х годах

Прежде всего, вероятно, можно разделить неформальные общности на две категории — по возрастному признаку, так как механизмы образования возрастных групп, особенности их поведения резко отличаются. Самодеятельные клубы взрослых объединяют людей экологической, общественно-политической, «архитектурной» и другой направленности. Они возникают по известным замыслам, по изначально сформулированным программам отдельных лидеров. Как правило, вокруг лидера — небольшая группа в 10—45 человек, которые много заседают, спорят, создают множество документов (уставов, обращений, деклараций). С этими документами самодеятельные объединения обращаются в различные инстанции, стремясь добиться реализации своих программ. Общественная активность членов этих клубов очень высока. Подавляющее большинство их имеет так называемые формальные признаки: устав, членство (даже членские билеты), программу, организацию-учредителя, совет и председателя. В то же время все они называют себя неформальными объединениями, — очевидно, в противовес традиционным клубам и объединениям по досуговым интересам, давно прописанным в стенах учреждений культуры. Любопытно, что под крышу ДК они не очень стремятся (видимо, сказывается многолетний негативный опыт, основанный на том, что руководители клубных учреждений с порога отвергали «неудобные», не вписывающиеся в структуру ДК молодежные объединения) и в качестве организации-учредителя выбирают для себя исполкомы, академические институты, районные комитеты партии и комсомола.

Совсем другое дело — подростки. Они ведут себя совершенно по-иному. Подросток не может объяснить, почему он находится именно в этой общности, почему взаимодействует со сверстниками не понятным для взрослых образом. Общение для подростков не является самоцелью, но при этом имеет колоссальное значение. В группе, которую он для себя выбрал, он усваивает систему релятивного поведения, здесь ему представляется возможность проиграть самые разные роли. То есть в неформальной группе он не только ученик (как в школе), здесь он может попробовать роли руководителя, ниспровергателя, возмутителя спокойствия, здесь он может рассчитывать на поддержку (моральную и физическую) только по той причине, что принадлежит к данной компании.

Таких ребят можно привлечь к клубной жизни. Только необходимо знать особенности их «идеологии» и поведения, иначе нам не удастся организовать первоначальные контакты.

Неформальные группы подростков можно разделить на группы свободного времени и группы образа жизни.

Так, группы образа жизни занимаются всем тем, что недодали подросткам педагоги. К таким группам относится, например, «система» (иное название — хиппи). Это субтильные молодые люди, обычно с длинными волосами, со слабой телесной конституцией, украшают себя так называемыми «феничками» (браслетами, серьгами, брошками и другими побрякушками). Так что даже по внешнему виду несложно определить, что это представитель «системы». Они склонны обсуждать, рассуждать, бесконечно и бесплодно дискутировать на самые разные темы Их интересует поэзия, причем нетрадиционная; живопись, хотя сами они не рисуют, но непременно попробуют — рано или поздно. Их привлекает «самиздатовская» литература, философия и (что, в общем-то, печально) в большей степени — религия. Их непременно волнует рок-музыка и рок-культура. Такие подростки (представители «системы») очень хорошо откликаются на дискуссионные формы работы. Они с удовольствием принимают участие в работе дискуссионных студий, где ведущие хорошо ориентируются в современной поэзии, литературе, философии и проблемах религии и атеизма. Это надо учитывать, привлекая таких ребят в стены ДК.

Что антисоциального в «системе»? Для вошедших в нее — активная наркотизация. Внешний вид человека, употребляющего наркотики, описывать не стоит — об этом сейчас немало рассказывают газеты, телефильмы. Особенно подвержены наркотизации те представители «системы», которые никак не взаимодействуют с внешкольной педагогикой или вообще какими-то социальными органами. Человек, который попал в «систему», почти всегда уходит из дому «в бега», устремляется на железную дорогу и начинает мигрировать из города в город, не имея практически никаких средств к существованию. Поэтому часты в этой среде уголовные преступления.

Ведь очень большие суммы нужны для приобретения наркотиков, а если подросток не наркоман, на добыче денег настаивают более взрослые представители «системы». Стараясь не допустить втягивания ребят в асоциальную часть «системы», надо помочь им удовлетворять свои досуговые потребности в клубах и Домах культуры. Если им покажется интересным здесь (например, на диспутах, к которым они очень расположены), вполне возможно, что «система» не затянет подростков на дно, откуда вытащить их несоизмеримо труднее.

Вторая группа образа жизни — панки, молодые люди в возрасте 16-17 лет. Почему и как появляются эти странные подростки, которые так шокируют нас своим поведением? Как правило, это те, кто не сумел выделиться в школьном коллективе, не очень счастлив в семье, отторгнут (за неимением талантов) клубными кружками и спортивными секциями. Возмущенные неприятием себя, они волнуются и протестуют. Как они могут протестовать? Поскольку у них еще недостаточно развито абстрактное мышление (как, в общем-то, у всех подростков), делается это почти на подсознательном уровне. Они пытаются эпатировать нас своим поведением. Отсюда и странные прически, булавки, пронизывающие щеки и губы, летом — предплечья и так далее. Отсюда — странная окраска волос и лица. Панкующих металлистов мы видели в фильме «Легко ли быть молодым?».

Среди панков много наркоманов. Они употребляют все, что может привести к оглушающему психосоматическому удару, считая, что это выход, решающий все их проблемы.

Практика показала, что панки хорошо вписываются в новые, современные театрализованные формы. Потому что истероидность, демонстративность, желание проявить себя — быстро, сейчас, здесь — хорошо реализуется именно в них.

Несмотря на агрессивный вид панков, это, как правило, люди контактные. Самоутверждаясь, они часто рассказывают о себе всякие небылицы, но охотно идут на взаимодействие, и поэтому работать с ними можно и необходимо.

К группе образа жизни отнесем и так называемых «мажоров». Вот с ними диалог сложен. «Мажоры» — это те, кто ориентирован на материальное потребление. Они пытаются жить по образу и подобию западного богатого молодого человека, но средств на это, конечно, не хватает. Поэтому, чтобы одеваться модно, сидеть в барах и на дискотеках, часто фарцуют.

Кстати, для «мажоров» типично то, что большинство из них считают: отслужив в армии, они покончат с этим противоправным ремеслом. (А они осознают, что ведут себя противоправно.) Среди «мажоров» много ребят из неблагополучных, и в первую очередь малообеспеченных семей. ПТУ и школы не направили такого подростка своевременно на работу, где бы он смог заработать необходимые ему деньги, и он вступает в контакт с «мажорами», осваивает их модель поведения, начинает спекулировать, попадается — и дело кончается судом. А все началось с того, что он хотел купить такой же магнитофон, как у его соседа по парте, и даже готов был заработать на него честным трудом, но не знал, как это сделать. Таких ребят немало попадает к «мажорам». Мы упускаем их из виду, а в результате нам приходится иметь дело с большим количеством малолетних преступников.

«Мажоры» делятся на самые разные категории — «псевдо-Америка», «псевдо-Англия», «псевдо-Финляндия», то есть они подражают представителям страны, которую для себя выбирают. Работать с ними не так-то просто. Но можно попытаться пригласить их в кружки, углубленно изучающие язык и обычаи разных стран, затем — предоставить возможность участвовать в дискуссиях об образе жизни в интересующих их регионах. Может быть, и не покажется землей обетованной обожаемая прежде страна, если подросток познакомится с ней получше. А вовлечение в орбиту клубных интересов снимет комплекс своей ненужности и обойденности, которым обладают многие подростки.

Любопытно, что, несмотря на кардинальные различия, все «неформалы» так или иначе друг с другом взаимодействуют. Происходит это в местах, которые называются «тусовками». Постараться «внедриться» в разные группы — задача для клубных работников. Здесь можно «рекрутировать» в клубы большое количество ребят. Причем на «тусовке» они идут на контакт довольно охотно с любым человеком, а уж с проявляющим к ним интерес — тем более...

А теперь вернемся к группе свободного времени. Ведь чаще всего нам встречаются именно такие объединения. Если группа образа жизни сильно влияет на личность подростка и формирует ее, то группа свободного времени не является компенсаторной. Это просто-напросто досуговый клуб. Члены таких групп обладают профессией, они социализированы, контактны, многие из них неплохо учатся.

Мы, взрослые, к сожалению, не отличаем группы образа жизни от групп свободного времени. Или вообще не воспринимаем ни те, ни другие. Это недопустимо для культработника, потому что, как показывает практика, именно для групп свободного времени подходят чисто клубные формы работы. Ведь, собственно, это уже — готовый клуб по интересам, только надо направить и проконтролировать его деятельность.

Примером такого клуба может быть группа, формирующая свой интерес вокруг какого-то кумира: спортивной команды, певца или известного лидера. Например, клуб поклонников Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, почитателей «Моден токинг» и так далее. Появятся новые кумиры — родятся новые клубы. Это надо иметь в виду и изыскивать возможности контакта с такими объединениями. ДК железнодорожников Ленинграда, например, показал, что с поклонниками Аллы Пугачевой можно работать. Особенного творчества в этом объединении не наблюдается, но ребята заняты, не болтаются по улицам, уменьшается возможность перехода их в группы образа жизни. В Москве работает клуб «Витязь», и в Ленинграде у нас теперь есть свой клуб «Металлист». А руководители многих ДК по-прежнему, осторожничают: да ну их, этих «металлистов»... А они, несмотря на свой угрожающий внешний вид, далеко не всегда агрессивны. Конечно, атрибуты влияют на состояние парня.

Если подросток предпочитает мягкие тона, холщовые робы — он и ведет себя мягче. Если же надел на себя металлические «навороты», цепочку на шею, мощные, кованные железом краги, то он, конечно, более агрессивен. Но внешний вид не должен отталкивать. С представителями этих групп надо работать. Надо научиться хорошо разбираться в деталях атрибутивного поведения, в психологии, в направлениях «металлического рока», чтобы отличить группу «speed-металлист» от просто поклонников «металлического рока». Я предлагаю это не для расширения кругозора, просто действовать с ними приходится по-разному. Когда мы привлекаем «металлистов» в клубные стены, даем им аппаратуру, ребята очень ценят это, ведь они неприкаянные — школа от них отказалась, никто другой ими не заинтересовался. При добром отношении агрессия или неприятие взрослых у этих подростков не длится долго.

Следующие общности, представляющие интерес, — это группы спортивного стиля поведения. Их члены тоже отчасти протестуют против каких-то явлений, не устраивающих их в быту, в семье. Протестуют через спорт, которой тоже нас шокирует. Так появились брэйкеры. А как только начали создаваться брэйк-клубы (кстати, брэйк — очень полезный вид атлетической пантомимы), многие группы распались. Но зато подростки пошли в ДК, где можно освоить брэйк официально, а затем и приобщились к клубной жизни.

К спортивным сообществам относятся и рокеры. Далеко не всегда они садятся на мотоцикл из-за большой любви к нему. Просто это средство обратить на себя внимание. У рокеров очень сложные противоправные уставы: например, надо уметь проехать по встречной полосе, все время рискуя своей жизнью и людей, сидящих во встречных автомобилях. Лидеры различных команд рокеров иногда выясняют отношения следующим образом — мчатся по загородному шоссе навстречу друг другу на полной скорости, причем не каждый сумеет свернуть в нужную минуту. Есть рокеры, которые ведут себя откровенно уголовно и совершают преступления. Как это ни грустно, происходит подобное потому, что общество взрослых недодало им в свое время внимания, и они пытаются нас за это наказать. Организация рокерских клубов — сложнейшее дело, но за пределами города такой клуб вполне можно попробовать создать.

Еще хочу сказать о подростках, которые ведут себя экстремистски, пытаются вместо нас, педагогов, органов МВД, решать те проблемы, с которыми мы якобы не справляемся. Я имею в виду борьбу с буржуазной идеологией, котирую, на их взгляд, несут в себе, например, хиппи. Многим подросткам не нравятся длинные волосы, «металлические» атрибуты. Из таких недовольных вырастают группы типа «помощников МВД», «детей революции», «отряд активного действия». Это группы, которые вроде бы должны помогать нам, педагогам, в формировании нового поколения. Но делают они это путем кулачной расправы с хиппующими и панкующимй сверстниками. Естественно, допускать этого нельзя. Надо переключить энергию ребят из этих групп на силовой спорт, постараться разбудить в них человечность, объяснить, что такое юридические нормы поведения, заставить их усомниться в праве одного бить другого из-за различий в одежде, прическах, образе мыслей.

Можно много еще говорить о разных подростковых обществах, но особо хочу подчеркнуть, чтоб культпросветчики, собирающиеся работать с их представителями, помнили — все такие объединения пронизывает рок-культура, все они тяготеют к рок-музыке. Поэтому без знания современного рока, как советского, так и западного, начинать работать с ними невозможно. Без этого они просто не воспримут наши усилия. Нравится нам или нет, но рок-культура — составная часть языка современной молодежи. И мы должны освоить хотя бы азы, чтобы вступить в контакт со всеми этими сообществами.

Второе, что пронизывает подростковые общности, это богоискательство, особенно в «системе», а отчасти и среди «металлистов». Только «мажоры» и рокеры к религии равнодушны. Конкуренцию их руководителям могли бы составить преподаватели клубных групп аутотренинга, саморегуляции — ребята придут туда охотно и с удовольствием, что поможет разоблачить мистическую психологию, но многие ли ДК и клубы готовы к подобной деятельности? Надеюсь, что этот достаточно схематичный рассказ о серьезных, многослойных проблемах молодежной культуры поможет культпросветчикам в их повседневной работе.

В заключение хочу сказать: проблема работы с «неформалами» хоть и не нова, но сегодня стоит особенно остро. Количество подобных групп, думается, будет расти, и это вовсе не обязательно плохо. Просто подросток сегодня позволяет себе себя высказывать. Он хочет диалога. Станет ли клуб партнером в этом разговоре — зависит от пластичности культпросветчика, его желания освоить новые знания (пусть и странные на первый взгляд).

Ведь «неформалы» — наши дети. И даже внешне отталкивая и отрицая нас, дни все равно ждут, когда мы придем к ним.

Так когда же?

А. Файн
Старший преподаватель
Ленинградской высшей профсоюзной
школы культуры
«Клуб и художественная самодеятельность» №13 1988 год

Admin-uzzer May 29 2025 22 прочтения 2 комментария Печать

2 комментария

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Admin-uzzer
    Admin-uzzer
    А теперь моё мнение. Для начала - "Авторитетное мнение" совершенно не авторитетно. А проще говоря, автор сего опуса откровенно слабо понимает в неформальных движениях 80-х годов в СССР. Хотя писал в 1988 году и мог бы навести справки...

    - Хиппи в СССР - уже были редким и эпизодическим явлением.

    - Неформальные движения в СССР - это в первую очередь металлисты, и просто любители рок-музыки. Панки были, они достаточно плотно примыкали к року и металлюгам, но отличались. Мажоры - это сынки богатеньких. А фарцовкой в те времена очень многие промышляли. Была попса, а брейкеры - это танцоры в основном.

    Гопники и любера - это зачатки бандитизма и рэкета...

    И да - нам неформалам было глубоко наплевать на все эти клубы и дома культуры... Разве те, кто пытался играть, те остро нуждались в помещениях для репетиций, в инструментах и возможности хоть иногда выступать. Но эти товарищи не очень спешили помогать отечественным рок-музыкантам...
    - May 29 2025 16:37:17
    • Michel-D-Mitrien
      Michel-D-Mitrien
      Председатель (отвечая оппоненту в зале). Да не надо хвалиться тем, что вы 8 тысяч человек пригласили на рок-фестиваль. Это не вы пригласили. Вы им только дверь открыли. Не надо упрощать вопрос. Вот если бы руководитель молодежного клуба вышел и сказал, что да, нам пришлось вытерпеть эту вакханалию, но теперь у нас 200 человек в активе, вот это был бы результат! (Аплодисменты.) Я не вас упрекаю, а тех руководителей, которые говорят, что вы, мол, не умеете работать с молодежью, а мы умеем. Вот пригласили, мол, на рок-фестиваль, а они, предположим, 28 скамеек сломали и веранду разнесли. Разве это результат?.. Ну кто говорит, что запрещать надо? Почему вы других не слушаете?! Мы как раз говорим о том, что запретительством ничего не добьемся. Как бы ни сложно было, и встречи такие и фестивали надо проводить. Но это не самоцель.
      - May 29 2025 16:42:49
      Вход на сайт
      Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
      Забыли пароль?
      Пользователей на сайте
      Гостей на сайте: 2
      Участников на сайте: 0

      Всего зарегистрировано: 37
      Новый участник: PeterDOOM






      Яндекс.Метрика