Концерты на Красной площади Москвы
Начало 90-х годов... продавали все - от совести до Родины...
Заметки злюшего журналиста
Именно так, очевидно, следует назвать статью о серии шоу, которым подверглась святыня России - Красная площадь, - несмотря на некоторое несоответствие действительности: гробов как таковых на Красной площади нет, но есть могилы тех, чей дух оставлен витать над землей как бы в наказание за свои деяния (автор имеет в виду мощи всех тех святых, что в раках Московского Кремля обитают?). Впрочем, первое из серии этих шоу, потрясших замшелые стены Кремля, прошло не на Красной площади, а на Манежной - это был шумно разрекламированный концерт "Дети Чернобыля - наши дети" (конец мая 1992 г.).
Пристально следившая за ходом события англоязычная газета Moscow Guardian сообщила, что один из устроителей, виня всех и вся, в частности, намекал на вероятность крупной взятки, которую дали конкуренты, чтобы получить разрешение провести концерт именно на Красной площади. Эта же газета уделила немало внимания группе Animals, выступавшей впервые за 25 лет. Группу разместили в дальней гостинице, а самое неприятное - не дали даже порепетировать музыкантам, которые познакомилась между собой только в самолете, а со своим менеджером - в Москве. Это не преувеличение - в составе нет ни одного участника оригинальной группы. Данни МакКулох (бас) и Бик Бриггс (гитара) появились в New Animals лишь в 1966 г., когда Эрик Бердон воссоздал распавшуюся группу, остальные участники - так и вовсе новички.
Из настоящих "звезд" в концерте участвовал лишь Андреас Волленвайдер, играющий на электронной арфе в стиле New Age - его выступление на площадном концерте могло присниться рафинированным европейским меломанам лишь в дурном сне.
Желание делать концерт именно на "Краске", как ее любовно окрестили наши шоу-бизнесмены, вполне естественно. Пока великая держава внушала всем страх своими ракетами и уважение парадами на Красной площади, пока существовал "образ врага", концерт, проведенный прямо в Цитадели Зла на фоне всему миру знакомых Кремлевских стен, можно было продать ОЧЕНЬ дорого. Потому слухов об организации подобных концертов было немало - Electric Light Orchestra, Пол Маккартаи, Rolling Slones, которые были несказанно удивлены, услышав об этом. Ситуацией на самом деле можно было бы воспользоваться ко всеобщему благу - если бы кто-нибудь решился на это своевременно, пока еще был жив "образ врага". Тогда действительно можно было бы собрать настоящих звезд и заработать деньги - на благо города, пенсионеров, неимущих. К сожалению, чаще получается так, как последовавший сразу за описанным событием концерт "Звезды среди звезд" (июнь 1992 г.), организованный в такой спешке, как будто происходит изнасилование на той самой площади - успеть до того как замучают советами, да еще и постараться смыться.
В предконцертной суматохе я пытался узнать у редактора имя хоть одной звезды - участника концерта. Кроме советских заслуженных артистов, единственной "подтвержденной" звездой был Дидье Маруани, который исправно принимает абсолютно все приглашения в эту страну. Гастрольные планы артистов в цивилизованных странах составляются порой на несколько лет вперед, как в плановом коммунистическом государстве, но никак не менее чем за год, обычно в декабре, и уж совсем никак не за месяц. Слава богу, что смогла приехать очаровательная Патрисия Каас. Получились эдакие дни советско-французской дружбы, тем более что все остальное - бравурные песнопения, написанные специально по оказии (сразу вспомнился улетающий олимпийский мишка, и навернулась слеза), сцена и замечательная постановка напомнили гипертрофированную "синюю блузу", причем на полном серьезе. Жалко было любимых наших певцов - хотя, быть может, им и было приятно окунуться как бы в апогей застоя, концерт ко дню рождения Вождя... В общем, маразм крепчал, и танки наши быстры. Об отдельных особенностях организации прохода зрителей - рай для воров и полная удавиловка, - тут уж говорить не будем.
Еще одна серия концертов, "Красная площадь приглашает" - самое грандиозное, что только можно было себе представить - обилием народа радовала не особенно. Во-первых, представленные жанры были явно нс площадного характера, да и билетики "кусались". Вплоть до того, что билеты на первые ряды, которые, как надеялись устроители, должны были разлететься со свистом за 150 "зелененьких", не расходились вообще, и - для камеры - всех, кто сидел дальше, просили пересесть вперед для создания иллюзии на наполненности "зала". Хосс Каррерас в день открытия потряс и очаровал всех, была потрясающая иллюминация. Последующие дни быили не так "горячи", и в буквальном смысле тоже - было просто жутко холодно, что не придавало энтузиазма зрителям, да и артистам было сложнее. Фестиваль финишировал ранее намеченного срока и не показал ряд распечатанных в дорогих программах артистов, а до финала далеко: следственные органы вердикты скоро не выносят. Организатор фестиваля, Генеральный директор ТОО "Интертеатр" Отари Сохадзе подвергся беспрецедентной атаке со стороны "Московского комсомольца" и лично репортера Л. Минкина за то, что "пустил на ветер" (или в более надежное место) более 1 миллиарда руб. (310 миллионов плюс 6 000 000 долл. ("МК" от 23 июля). Разбирательства пока продолжаются, а мне, честно говоря, хотелось бы верить, что на этом эксперименты по превращению торжественного и святого места в балаган (а любой концерт, хочешь - не хочешь, в той или иной степени им является) на этом прекратятся. Но до тех пор, пока на этом можно заработать, и есть люди, которые это не прочь сделать, надежды мои, наверное, несбыточны.
Эркин Тузмухамедов
1992 г.
Комментариев нет.