О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Музыкальный кризис в Одессе

Классическая музыка в Одессе в начале 90-х годов...

Недолго музыка играла…

На протяжении долгого времени основное содержание концертной жизни Одессы составляли гастроли знаменитых московских солистов, однако вот уже второй год гастрольные поездки не возобновляются. Кризис достиг и этой, казалось бы, заповедной зоны. Спасения от концертного "вакуума" одесситы ожидают теперь только от своих, одесских, музыкантов, и только они могут оживить музыкальную атмосферу.

Одесский симфонический оркестр, переживающий сейчас интереснейшую фазу своей 55-летней истории, репетирует и выступает на основной концертной площадке города - в зале Областной филармонии (это помещение было построено для Новой биржи в 1899 г.). Для одесских меломанов стало сенсацией, что в сезоне 1991/92 гг. оркестр возглавил американец. Главный "гастролирующий дирижер" Хобарт Эрл обладает великолепной энергией и оптимизмом, что особенно восхищает как музыкантов (а состав оркестра, по всеобщему признанию, весьма силен), так и публику. На концертах Эрла всегда аншлаги, и каждое выступление представляет собой маленький праздник. Таким образом, спонсорская поддержка, поступающая как от соотечественников, так и из-за рубежа, оправдывается в полной мере.

Камерная музыка в Одессе звучит в основном в исполнении артистов симфонического оркестра. Концертмейстер группы виолончелей Сергей Шольц больше 10 лет занимается презентацией новой музыки вместе со своим ансамблем "Гармонии мира", состав которого колеблется от двух (виолончель - скрипка) до пяти-шести инструментов в разнообразных сочетаниях; их программы всегда тщательно продуманны, исполнение - серьезно.

Непривычная нам изменчивость всех сторон жизни (доходящая порой до пугающей зыбкости) расшатала некогда стабильные коллективы. Флейтист Александр Протос, лидер бывшей "Пасторали", исполнявшей так называемую старинную музыку, теперь подбирает музыкантов для воплощения программы, состоящей из музыки XVIII и "неоклассики" XX в. А. Протос продолжает практику камерного исполнения, но впереди предстоит очень большая работа, поскольку участники набранной "команды" еще недостаточно сыграны.

И "шольцы", и группа Протоса предпочитают выступать в небольшом Зеленом зале одесского Дома ученых, вмещающем чуть больше 100 слушателей. Ухоженные интерьеры этого аристократического особняка хорошо гармонируют с музыкой, требующей более изысканного интонирования и более "подробного" слышания, чем на больших симфонических концертах. Единственный недостаток - рояль марки "Блютнер", способный, к сожалению, воспроизводить лишь усредненные бестембровые звуки.

Нередко камерные концерты проводятся и в залах одесских музеев. Крупнейший из них - 120-местный Золотой зал Литературного музея (некогда - зал Одесского литературно-артистического сообщества) с новым роялем "Эстония". В чуть меньшем Парадном зале Музея западного и восточного искусства, во всех отношениях удобном для проведения камерных концертов, есть, к сожалению, только пианино.

Пианист Алексей Ботвинов 1992 годВ зале Дома ученых выступает еще один коллектив, обладающий любительским статусом, но состоящий из профессионалов, - камерный оркестр "Солисты Одессы" под управлением Михаила Турчинского. Программы этого коллектива ориентированы на участие в них лучших солистов, работающих сейчас в Одессе. В числе последних - пианист Алексей Ботвинов, ставший в сезоне 1991/92 гг. номером первым одесской концертной жизни.

А. Ботвинов - воспитанник одесской пианистической школы. Он учился у Серафимы Могилевской и у Анатолия Кардашова. После совершенствования мастерства в аспирантуре при Московской консерватории молодой лауреат Рахманиновского конкурса становится солистом Одесской филармонии. В условиях внезапного гастрольного "вакуума" Ботвинов получил возможность часто выступать перед одесской публикой. Исполненные им в прошедшем сезоне концерты Моцарта, Брамса, Рахманинова, Гершвина высветили сильнейшие стороны искусства пианиста - содержательность и стилистическую достоверность трактовок, дающие мне основание предположить, что пианист подошел к порогу своей творческой зрелости.

Обзор не будет полным, если не упомянуть о тех одесских музыкантах, которые выступают редко, но пользуются любовью и доверием у своих земляков. Прежде всего - это корифей одесской фортепианной школы профессор Людмила Гинзбург и очень популярный у одесситов ее ученик Сергей Терентьев, который исполняет как романтическую музыку (Шопен, Лист, Скрябин, Рахманинов), так и джазовые импровизации классического стиля. Его коллега Юрий Кузнецов импровизирует одновременно на рояле и синтезаторе в манере, которая сочетает элементы авангардизма и поп-искусства. К сожалению, редко выступает перед одесситами классический фортепианный дуэт Надежда Журавская - Виктор Фрейдман, музыканты с очень обаятельной "шопеновской" манерой музицирования.

Сегодня хроническая бедность профессиональной концертной жизни заставляет с надеждой взглянуть на примелькавшиеся было афиши отчетных концертов в музыкальной школе им. Столярского, музыкальном училище и консерватории: к сожалению, только в учебных программах (за редким исключением) можно услышать Баха, Моцарта или Франка. Можно увидеть в этом знак падения, однако не будем слишком пессимистичны - быть может, те, кто сегодня посвящают себя музыке, в дальнейшем смогут достойно вывести ее на профессиональную сцену.

Марк Найдорф
1992

Admin-uzzer June 10 2025 13 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 3
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 37
Новый участник: PeterDOOM






Яндекс.Метрика