О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Рок-музыка: Indies…

Независимые группы и издатели пластинок на Западе... история...

Краткий курс истории и география движения независимых

Пятнадцать лет после панк-революции прошли под флагом независимых. Появились сотни новых "Indie labels", хит парады независимых стали неотъемлемой частью большинства музыкальных изданий, и даже консервативный "Rolling Stone" публикует списки лучших независимых пластинок под вывеской "College Albums". Однако начало истории "Indies" приходится на более ранний период. Сейчас трудно однозначно определить их первых предков. Возможно ими были действовавшие в США (прежде всего в штатах Техас и Джорджия) в 1963- 1966 годах маленькие фирмы пластинок: Wand, Tribe, Pa-Go-Go, Dingo, пропагандировавшие гневную и хищную музыку в противовес популярным в то время, причесанным, слащавым стилям. А может быть, это - Virgin, в настоящее время огромный транснациональный концерн, со своими заводами и магазинами по обе стороны океана, который 20 лет назад был крошечной фирмой. Основатель Virgin - журналист Richard Branson - вложил в нее весь свой скромный капитал для выпуска альбома "Tubular Bells" совершенно неизвестного в то время Майка Олдфилда.

Независимые издатели музыки

Однако, как бы то ни было, до 1976 на музыкальном рынке безраздельно господствовали большие фирмы, конкурирующие только между собой. Обладая монополией на рекламу в средствах массовой информации, они заказывали музыку и формировали вкус миллионов потребителей грампластинок и кассет, вкладывая деньги только в раскрутку артистов, обладающих безусловным коммерческим потенциалом. Но вот, с появлением в Великобритании новых, прежде всего панковых групп, ситуация резко изменилась. Молодые ниспровергатели авторитетов играли свежую, яростную музыку, имели армии юных поклонников, утомленных скукой арт-рока и сладостью диско, а главное, они могли за пару дней в весьма примитивной студии записать вполне пригодный для продажи альбом.
Большие концерны тут же сделали стойку, почуяв хорошие прибыли, ведь альбомы таких коллективов как Yes и Pink Floyd, записывались месяцами и стоили миллионы. Крупные фирмы грамзаписи сразу же вложили деньги в наиболее многообещающие группы. Остальные, неимевшие шансов на контракт или нежелающие обивать пороги власть имущих, связались с независимыми. В скором времени появились десятки и даже сотни маленьких "Labels". Их основывали сами музыканты, хорошо разбирающиеся в ситуации журналисты музыкальных изданий либо люди, достаточно слабо связанные с музыкой, ищущие случая удачно вложить деньги. Главной чертой новых фирм была их независимость от монстров грамзаписи и шоубизнеса. Одними из первых были: Industrial, No Bad, Do-it, Step Forward, Chiswick, New Harmones, Postcard. Наперекор финансовым трудностям, проблемам с рекламой и распространением пластинок, на месте одних, подвергшихся банкротству, возникают все новые и новые фирмы.

Итак, в конце 1976 г. появляется Stiff Records и издает первые альбомы Damned и Элвиса Костелло. В Лондоне начинают действовать Rough Trade, Mute, Cherry Red и Beggars Banquet, а в Манчестере - Factory. Образуется группа из более чем 10 фирм, которые со временем превращаются в мощно действующие миниатюрные копии больших концернов. Совместными усилиями создается сеть независимых магазинов (Cartel, Pinnacle), радиостанций, рекламных и концертных агенств. В начале 80-х в Великобритании действует почти 2000 "Indie Labels". Хотя большинство из них - крошечные фирмы, издающие одну - две пластинки в год, каждая из них вносит свою лепту в мощное движение - "Independent Labels Movement". Это движение становится важным компонентом музыкального рынка. В музыкальной прессе регулярно печатаются списки независимых альбомов и синглов, продающихся лучше всех. Надо помнить, что их тиражи минимальны и для того, чтобы войти в первую десятку такого списка, часто достаточно всего пяти тысяч проданных экземпляров, что одновременно позволяет данной фирме существовать дальше. Изначальные мечты "Indies" о свержении "Majors" оказались несостоятельными. Впрочем, есть среди независимых несколько звезд, таких как Depeche Mode и New Order, но это скорее исключения.
Движение независимых было достаточно быстро интегрировано в систему мирового музыкального бизнеса. Крупные концерны моментально осознали, что деятельность маленьких фирм является прекрасным полигоном для проверки коммерческой потенции начинающих музыкантов, которых часто очень легко перекупить более выгодными контрактами, либо с минимальным финансовым риском заняться производством и дистрибуцией их пластинок. Такие вещи случались довольно часто, достаточно вспомнить Echo And The Bunnymen, Swans, Sonic Youth и Cabaret Voltaire. Существует, правда, и другая сторона медали: фирмы, вообще не имеющие никаких коммерческих амбиций. Они объединяют исполнителей, для которых главное - художественная независимость. Именно в этом состоит самая большая сила независимых, это поле, на котором рождаются свежие мысли и новые музыкальные тенденции.

Сейчас существует несколько наиболее влиятельных и значительных британских "Indies”: Beggars Banquet (вместе со своим филиалом Situation Two), на котором записываются, среди прочих, The Fall, Gene Loves Jesabel, The Cult, Bauhaus, 4AD-Cocteau Twins, Dead Can Dance, Birthday Party; на Rough Trade (лейбле, имеющем свои филиалы в ФРГ и США) - The Smiths, Woodentops, Microdisney; на Mute (лейбл, специализирующийся на электронном звучании) - Depeche Mode, Erasure, Nick Cave; на Factory - Joy Division, New Order, Happy Mondays, на Some Bizzare - Psychic TV, Marc Almond, Einsturzende Neubauten; на Stiff - Pogues, Ian Dury, Madness, фирма Cherry Red, давшая путевку в жизнь Eyeless In Gaza, Everithing But The Girl, Felt, была весьма влиятельна в середине 80-ых, но теперь ослабла и дает о себе знать лишь через свои филиалы Anagram и East and West. Другие серьезные фирмы, хотя и имеющие на рынке меньшее значение, это - Go-Discs (The Box, Billy Bragg, The LA’s), Red Flame (Arthery, Anne Clark), Red Rhino (Hula, Red Lorry Yellow Lorry), Chapter 22 (Mission, Ned’s Atomic Dustbin, Pop Will Eat Itself), Jungle (A Popular History Of Signs, Johnny Thunders), Abstract (Three Johns, Redskins), In Tape (The Janitors, Mark Riley With The Creepers), Blast First (Sonic Youth, Head Of David), K422 (Swans, Coil), появившаяся под крылышком Rough Trade и очень мощно развивающаяся Creation (Ride, Му Bloody Valentine, The Telescopes, Primal Scream), одна из немногих новых фирм, пытающихся внести живое дыхание в находящийся в застое альтернативный рок. Большие надежды также возлагают на появившихся сравнительно недавно новичков One Little Indian (Sugar Cubes, The Shamen, Fini Tribe) и Sarah (Heavenly, Sea Urchil, The Wake).

Действительно, независимые фирмы культивируют самые разные музыкальные направления. Одни специализируются в панк-роке (Alternative Tentacles, Dojo), другие - в реггей (Trojan, Greensleeves), некоторые записывают музыку на фольклорной основе (Proba Plus, Cooking Vinyl) или индусскую музыку (Indipop), иные, такие как Demon, помимо пропаганды новых исполнителей занимаются переизданием древностей паб-рока и блюза. Особое место занимают фирмы, ориентированные на авангард и предназначающие свою продукцию узкому кругу ценителей (Recommended Records, Illuminated, Fetish, On-U-Sound, Doublevision). Помимо пластинок многие, подобно Industrial, предпочитают выпускать кассеты. Этим чаще всего занимаются издатели фанзинов (Another Spark, Pleasantly, Falling-A). Однако кризис, охвативший независимых в последнее время, заставляет пессимистично смотреть на перспективы их дальнейшего развития.

Но это в Великобритании, а как же обстоят дела в США - на самом крупном музыкальном рынке планеты? Там также действуют сотни независимых пластиночных фирм, но их значение невелико.

Продукция фирмы Ralph (The Residents, Tuxedomoon), кассеты фирмы ROIR (Flipper, Einsturzende Neubauten), и даже пластинки удачливой SST Records (Black Flag, Hiisker Du, Elliott Sharp, Fred Frith) гораздо большим успехом пользуются в Европе. Чуть лучше обстоят дела у более респектабельных фирм Enigma и Twin/Tone, это, по-видимому, объясняется тем, что дистрибуцией их продукции занимаются такие гиганты, как Capitol и А&М Records.

Соединенные Штаты остались последним бастионом панк-рока. Фирмы, специализирующиеся в первую очередь на hardcore - это Fountain Of Youth, Homestead, Subterranean, Subpop. Психоделическую музыку предпочитают Fundamental (Eugene Chadbourne, Red Temple Spirits), Kayot (Feelies, Trypes) и Shimmy Disc (Bongwater, B.A.L.L., Krackhaus). Несколько иной аудитории предназначена продукция фирм, ориентированных на авангард - Cuneiform или нью-эйдж-Private Music, Windham Hill. Есть независимые и в Канаде: ориентированная на авангард и новый джаз Квебекская Ambiances Magnetiques (Rene Lussier, Wondeur Brass) и, делающие ставку на электронную экспериментальную музыку, лейблы Nettwerk (Skinny Puppy) и Bunker (Pacific 231, Of Tanz Victims).

Несколько иной статус имеют независимые в Австралии, хотя и их главные представители достигают самых больших успехов за рубежом. Первая действительно независимая фирма Festival появилась якобы аж в 1952 г.! Действует она и сейчас вместе с Raven Records и издает сборники с музыкой австралийских групп 60-ых годов. Большой интерес в Европе и США к австралийскому року привел к тому, что о себе начали напоминать его "корни", причем непоследнюю роль сыграли новообразовавшиеся "Indies": Missing Link, Doublethink, Mushroom, Delux, Hot и Regular. Они также записывают группы нового австралийского рока: The Go-Betweens, Triffids, I.N.X.S., Hoodoogurus, Celibate Rifls, Laughing Clowns. Трудности с их пропагандой вызвали массовую миграцию групп в Европу, где они порой добивались значительных успехов, стоит лишь вспомнить Birthday Party, Crime&The City Solution, Midnight Oil и I.N.X.S. В Великобритании даже образовалась фирма I.N.K., издающая сборники самых интересных австралийских музыкантов и групп.

Совершенно другой была ситуация в Японии. Культурное своеобразие и языковой барьер не помешали развитию японского рока. Уже в 1975 г. появилась независимая фирма "D", а в 1977 Kuni Murai основывает Alfa Records, крупнейшую из японских "Indie Labels". Не только успех, но и само существование японских независимых было бы невозможно, если бы не "Tokyo Rockers Movement", возникшее в 1978 г. Это движение объединяло около десяти групп, игравших в основном технопоп, которые организовали совместный концерт в токийском зале S-ken Studio. Именно они (Change Operation, Friction, Hikashu, Lizard) связали свою судьбу в начале восьмидесятых с новообразовавшимися независимыми фирмами: Pass, Goodzilla и Jen. Первыми завоевали популярность в Европе Yellow Magic Orchestra. Но уже в 1983 г., в Голландии образовалась независимая фирма Pic-Up, специализирующаяся в пропаганде именно японских исполнителей. Ею были тиражированны сольные пластинки бывших членов YMO и таких артистов, как Sandii&The Sunsetz, Zelda, Miharu Koshi.

Таким образом, мы опять вернулись в Европу, которая сейчас является главным оплотом независимого рынка. Pick-Up, Boudisque (The Ex, Sturm Und Drang), Megadisc, Torso, Semafor - лидирующие голландские "Indies”.

Наряду с Великобританией все еще достаточно сильны позиции независимых в Германии. Однако их развитие шло своим путем. В конце 70-ых западногерманские фонографические компании проигнорировали бум панка и новой волны, и без борьбы отдали поле боя независимым фирмам. Первой фирмой такого рода была No Fun из Ганновера. Изданный ей в 1979 г. дебютный альбом группы Hans-A-Plast был продан в количестве ста тысяч экземпляров.

Не хуже начинали и другие фирмы. Agressive Rock Produktion из Западного Берлина стала лидирующей фирмой, ориентированной на панк. На ней записывались Slime, Daily Terror и Sluts. В том же городе расположенна резиденция Zensor, фирмы, выпустившей пластинки Die Haut и Die Zwei. В Гамбурге действует фирма Zick Zack, основанная одним из местных зачинателей движения панк Альфредом Хилсбергом. Несколько групп, начинавших там свою карьеру (Xmal Deutschland, Einsturzende Neubauten), добились впечатляющих успехов и перебрались в Британию, либо стали сотрудничать, с более крупными фирмами.

В Дюссельдорфе находится фирма Ata Tak, направленная на более сложную, часто авангардную музыку. С ней сотрудничают Die Todliche Doris, Der Plan, Holger Hiller и Pyrolator.

Любопытную продукцию выпускают W.S.F.A. (Tommi Stumpff, S.Y.P.H.) и кельнская Funf und Vierzig (C.U.B.S., Dunkelziffer), занимающиеся также изданием пластинок британских и американских исполнителей. Работы звезд мирового авангарда выпускают фирмы No Man’s Land (Tom Cora, Lindsay Cooper), Review Records (Semantics, Iva Bitova and Pavel Fajt), Bad Alchemy (Motor Totemist Guild, Christian Marclay), а также кельнская Riskant (Cassiber) и берлинская Dossier. Помимо вышеуказанных существует и ряд меньших Indie labels: Totenkopf, Intence, Schallmauer. Несмотря на такое изобилие и разнообразие, германские независимые уже пережили свои лучшие времена, и теперь большинство из них балансирует на грани банкротства, борясь с перманентными финансовыми трудностями.

В тоже время в Бельгии кризис почти не затронул Indies. На тамошнем рынке действует несколько интересных фирм, старейшая из которых - Les Disques Du Crepuscule. Значительная часть ее продукции - это пластинки небельгийских музыкантов (Paul Haig, Blain L. Reininger, Winston Tong). Подобную издательскую политику проводит и Factory Benelux - бельгийский филиал известной фирмы из Манчестера. Первой фирмой, записывающей бельгийских исполнителей (Honeymoon Killers, Aksak Maboul) стала Crammed Discs, основанная в Брюсселе в начале 80-ых известным музыкантом Марком Холландером. В последнее время фирма сотрудничает с музыкантами изо всех уголков земного шара. С ней связали свою судьбу американцы - Tuxedomoon, норвежцы - Bel Canto, израильтяне Minimal Compact и многие другие. Неисключено, что в ближайшем будущем на этом лейбле появятся работы советских артистов. Быстро идет в гору появившаяся в середине 80-ых Play It Again Sam, в ее каталоге мирно соседствуют бельгийцы Front 242, The Neon Judgement и Singlo XX, шведы Nomads, югославы Borgesia, канадцы Skinny Puppy, швейцарцы Young Gods и англичане Chris&Cosey (ex Throbbing Gristle).

Фирма Antler, отдающая предпочтение электронной музыке, занимается только бельгийскими группами. С ней связаны A Split Second, Poesie Noire, The Klinik. Наряду с этими достаточно крупными фирмами существует и несколько маленьких: Who’s That Beat?, издающая танцевальную электронную музыку в стиле ”Нью-бит", Sub Rosa, занимающаяся авангардом, а так же SSR, Integrity, Hous Records, Subway Dance и KK Records.

Следующей страной, на территории которой успешно действуют "независимые", является Франция. Расположенная в Париже фирма New Rose - реальная сила. Ее продукция - это пластинки артистов из США, Австралии, Великобритании, Канады, Франции (The Saints, Dead Kennedys, Cocteau Twins, A Neon Rome). New Rose, имеющая филиалы - Baby Records (Virgin Prunes) и Fan Club, а так же филиал в Лондоне, прославилась в начале 80-ых годов изданием компакт-дисков групп Cramps, The Gun Club и The Saints. В то же время Illusion Product занимается выпуском авангарда (DDAA, Bernard С), Nato Records предпочитает джаз (Kahondo Style, Lol Coxhill, Steve Beresford), а недавно появившаяся Boucherie, имеющая мощного дистрибутора - фирму Island, целиком посвятила себя только французским исполнителям. Boucherie не только выпускает работы достаточно популярных во Франции Les Garsons Boushers и Happy Drivers, но занимается, и довольно удачно, поиском молодых талантов на всей территории страны от Нормандии до Тулузы (результаты - лучшие песни 12 начинающих групп вошли в компакт диск La Relev).

На европейской карте независимых фирм видны также и скандинавские страны: Финляндия (панковый лейбл Propaganda), Дания (Olufsen Records), Швеция (Wire, Mistlur). Однако сфера их влияния достаточно ограничена и не оказывает никакого воздействия на работу местной фонографической промышленности.

Появились первые независимые фирмы и на территории СССР. Их возникновение связано в первую очередь с некомпетентностью и нерасторопностью государственной фирмы Мелодия, а так же с нищенскими гонорарами, которые она платит даже самым популярным артистам. Одной из первых стала Вильнюсская независимая фирма Zona, которая в середине 1990 года выпустила пластинки англичан Билли Брэгга и Энди Уайта. С 1991 г. Zona планирует насытить советский рынок альбомами The Smiths, Cocteau Twins и Ника Кейва, а также некоторых советских артистов. Почти одновременно с. Zona Rec. начала функционировать московская фирма Апрель, позднее переименованная в ЭРИО, на ее счету альбомы Аукциона, Башлачева, Не ждали, Насти Полевой и ДДТ. В начале нынешнего года заявила о себе выпуском альбомов Black Sabbath независимая фирма SNC (центр Стаса Намина), вот-вот должны выйти пластинки Бригады С и Ночного Проспекта. Хорошим подарком советским меломанам станет пластинка New Order "Technique" и сольный альбом Игоря Сукачева "Нонсенс", пущенные в продажу фирмой BSA. Появились в продаже компакт диски Shoking Blue, Rolling Stones, Bee Gees, CCR и советской группы Караван - им дала жизнь фирма Orpheus. Так что времена наступили благоприятные и вполне возможно, что, благодаря активным действиям отечественных "Indie Labels", советским любителям музыки удастся прорвать культурную блокаду и наверстать упущенное.

Обзор по материалам зарубежной прессы
подготовили И. Калядный и А. Борисов

Admin-uzzer June 11 2025 28 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 4
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 37
Новый участник: PeterDOOM






Яндекс.Метрика