О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Работа звукорежиссера

Саундинженер - так горделиво они называют себя, и бьют кулаком о мягкие стены...

Dark Side

Проблемы музыкального бизнеса, рассуждения о причинах популярности или непопулярности любимого артиста - излюбленная тема для обсуждения в любой компании. Но есть темы, обсуждение которых доступно только профессионалам, причем вовсе не в силу профессионального снобизма. Речь идет о людях, талант и кропотливое терпение которых мы часто приписываем самим исполнителям (особенно в поп-музыке). В тени "звезд" мало кто думает о людях, рассчитавших и создавших сценический имидж, неповторимое звучание, на которые мы "покупаемся" и безропотно платим деньги. К примеру, все знают имена четырех битлов, любой уважающий себя битломан помнит имя их первого менеджера Брайана Эпстайна, а вот о роли Джорджа Мартина в истории "Битлз” знают только единицы.

Side 1

Серьезного разговора о проблемах звукорежиссуры у нас пока не было ("разборы полетов" на "Мелодии" не в счет), а время, на мой взгляд, пришло. Студии звукозаписи, как и фирмы грамзаписи, множатся в геометрической прогрессии. Непредвзятый наблюдатель сразу заметит снижение качества фонограмм, и это легко объяснить: непритязательную публику устроит плоский и примитивный звук, фирмы грамзаписи привлекает не качество фонограммы, а кассовость исполнителя. Критерии оценки работы звукорежиссера занижаются.

Те несколько интервью, которые мы вам предлагаем, - это только попытка приоткрыть завесу над "темными" сторонами музыкального бизнеса.

Юрий Богданов

Независимый продюсер, сотрудничает с фирмами "ГАЛА рекордз", MS-Max, VALS- international, Premier. С1971 по 1979 г.- звукорежиссер "Экспериментальной студии электронной музыки", участвовал в записи музыки приблизительно к 200 фильмам (в том числе А. Тарковского, А. Кончаловского). С 1979 по 1992 г. – звукорежиссер фирмы "Мелодия”, записал около 300 пластинок.

В нашей звукорежиссуре много проблем, и каждая из них - как целая жизнь.

Первое - отсутствие школы. Существующие курсы - это несерьезно, система обучения не разработана. На Западе прекрасно понимают, как сложно обучить саундинженера. Там в течение полугода или года дают определенный жесткий объем знаний, а потом выпускают в жизнь (есть и серьезные школы, обучение в которых рассчитано лет на шестъ). Отсутствие же школы, системности, ориентация на интуитивную работу приводят к отсутствию стабильности в работе - даже у сильных звукорежиссеров бывают провалы. Первым моим опытом на "Мелодии" была "Юнона и Авось" А. Рыбникова - очень сложный материал: там и рок-музыка, и хоры, и элементы симфонической музыки. Все это требовало абсолютно разного подхода и умения, а я ничего еще не знал; к счастью, в технике разбирался. Зато эта работа принесла не только нервный стресс, но и опыт, на приобретение которого ушло бы обычным путем лет пять.

Вообще-то хороший звукорежиссер работает мало. Привыкание к звуку происходит уже через 20 секунд и потом бывает сложно услышать отличие, поэтому необходимо очень быстро ориентироваться. Для этого и требуется прекрасное знание техники.

Второе. Сейчас в стране нет ни одной "образцовой" студии, соответствующей мировым стандартам . И не будет - до тех пор, пока не поступят значительные западные инвестиции. Я уже пять лет предлагаю крупным коммерческим структурам построить такую студию - необходим 1 миллион долларов (за рубежом в студии, которая стоит меньше миллиона, никто из серьезных западных музыкантов записываться не будет), зато звукозапись всегда обеспечит пусть и небольшой, но реальный и устойчивый доход, поскольку музыка будет нужна во все времена.

Третья проблема - это сама технология. Оборудование для звукозаписи во всем мире меняется не реже, чем раз в три года. А наши пульты могут стоять по двадцать с лишним лет - и ничего, приходится работать на них. На "Полиграме" я видел человека, в обязанности которого входил просмотр информации о появившейся новой аппаратуре, и через день-два оборудование уже появлялось на фирме. У нас же на лучшей по оснащенности студии "Мосфильма" находится оборудование, закупленное пять лет назад. Студия практически не начала еще работать, а оборудование уже устарело. Будь ты даже гением, но в таких условиях невозможно добиться мирового уровня.

Теперь о месте саундинженера в нашей стране. Когда-то я работал на "Мелодии" и получал как специалист высшей категории 250 рублей в месяц; работа признавалась вредной и находиться за пультом можно было не более 4 часов. На Западе же саундинженер - это престижно, он уважаем, почитаем и высоко оплачиваем.

Творческая сторона звукозаписи стала крайне значима только с появлением коммерческой эстрадной музыки. При записи "живого" звучания оркестра звукорежиссеру практически нужно только не испортить живое звучание, а для этого - правильно расставить микрофоны (это особый талант) и сделать баланс. Лег 25 назад у нас были такие звукорежиссеры, в частности, великий Гроссман. Сейчас успешно работают И. Вепринцев, П. Коңдрашин, В. Иванов. В поп- и рок-музыке звукорежиссер значит гораздо больше: он может спасти музыку, но может и уничтожить. Запись определяют трое: исполнитель, аранжировщик и звукорежиссер, а одним из самых значимых процессов становится сведение (микширование).

Петр Кондрашин

Преподаватель звукорежиссуры в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, звукорежиссер высшей категории. На "Мелодии" работает с 1966 г., подготовил более 600 пластинок.

Разделение звукорежиссеров на "классических" и "эстрадных" достаточно условно и связано, скорее, с используемой техникой. Для записи классической музыки необходимы простой пульт и двухканальный магнитофон. Использование многоканальной записи может привести к несколько неожиданным последствиям. Про одну из записей Д. Шостаковича говорили, что она скорее похожа на пособие по инструментовке - звукорежиссер несколько увлекся появившейся технической возможностью подчеркнуть соло каждого инструмента.

Один из основных критериев при записи классической музыки - это акустика зала. В Москве существует только один зал, полностью отвечающий всем требованиям, - Большой Зал консерватории, однако туда трудно пробиться. Бывшая Всесоюзная студия грамзаписи тоже не случайно располагается в англиканской церкви, однако сейчас в ней начали проводить службы.

Назову несколько особенностей записи классической музыки. Качество звука зависит от грамотно расставленных микрофонов, и сделать это достаточно трудно. Я своим студентам в Гнесинке, объясняя постановку микрофонов у скрипки, рассказываю, какие в каждом случае будут огрехи, и они всегда спрашивают:"А как же правильно?". Раз и навсегда правильной постановки микрофонов не существует, каждый раз нужно решать, чем можно пожертвовать. Большое значение приобретает монтаж: исполнитель играет несколько вариантов, звукорежиссер соединяет наиболее удачные куски в целое произведение (по тактам и даже по восьмушкам). На "Мелодии" для работы над записью предоставляется 22 смены, а на саму запись уходит только 8. При записи эстрадной музыки монтаж не столь значим, в отличие от сведения, и его выполняет скорее исполнитель или аранжировщик, которые имеют представление о композиции.

Исполнители по-разному относятся к записи: для одних - это возможность выбрать самый удачный вариант, другим же мешает отсутствие реакции публики. Звукорежиссер должен быть еще и психологом, чтобы помочь исполнителю. Особенно важно взаимопонимание между звукорежиссером и исполнителем, поэтому в нашей работе необходимо музыкальное образование.

В то же время далеко не каждый музыкант может научиться звукорежиссуре. Обучать, как нажимать на кнопочки, бессмысленно: техника слишком быстро меняется. Наши студенты изучают в основном технику записи классической музыки (это связано со скромными возможностями нашей студии: сравните стоимость средней "классической" студии - 150 тыс. долларов и одного только многоканального магнитофона - 200 тыс. дол.), могут сами на концертах или репетициях расставить микрофоны, сравнить получаемый звук.

Андрей Пастернак

Звукорежиссер студии Центрального Дома актера и журнала "Турне". С 1983 по 1986 г.- звукооператор группы "Центр", записал все ее альбомы этого периода. С 1987 г. по настоящее время - звукооператор групп "Вежливый отказ", "Пого". Любимая работа - звукорежиссура "Программы А" Российского TV.

Термин "звукорежиссер" существует только в нашей стране. Во всем мире звукозаписью занимаются продюсер и саундинженер (словно это не одно и то же слово! – прим. ред). Продюсер обычно представляет фирму грамзаписи (хотя может работать и независимо), которая вкладывает деньги в данную запись. Он контролирует сведение, поэтому во многом и определяет конечный результат, а саундинженер осуществляет первичную запись. Нередко первичная запись и сведение делаются в разных студиях. Добиваясь необходимого саунда, западные музыканты могут потратить на запись не один месяц - ведь качественная запись - залог успеха.

Наш исполнитель записывается чаще всего за собственные деньги, поэтому время работы в студии у него не столь велико (на моей памяти только один пересведенный альбом - "Этнические опыты" "Вежливого отказа"). В сложившейся ситуации получается, что звукорежиссер выполняет функции не только саундинженера, но и продюсера, хотя, конечно, деньги и не вкладывает. Для себя я делю отечественных звукорежиссеров на три категории (хотя возможны и исключения): 1) фарца, занимающаяся, в первую очередь, перепродажей аппаратуры, а потом уже записью; 2) лопухи, которым аппаратура привалила случайно (фирма закупила, но не знает толком, что с ней делать); 3) собственно звукорежиссеры.

Профессии этой никто не учит, опыт нарабатывается самостоятельно, методом проб и ошибок. Для себя я определил, что для того, чтобы стать специалистом по акустике, нужно подгонять имеющиеся неприспособленные помещения под требуемые стандарты (мне пришлось, например, обивать стены и потолок своей студии), необходимо также знание современной электронной техники звукозаписи, а для того, чтобы на равных разговаривать с музыкантами, нужно владение элементарной теорией музыки (основы сценической речи, вокала - иногда помогать ставить дыхание, обучать вокалиста распеваться) и уметь играть хотя бы на одном музыкальном инструменте. Кроме того, неплохо уметь помочь преодолеть стресс музыканту, может быть, впервые стоящему перед микрофоном.

Анна Зуева

Admin-uzzer June 14 2025 19 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 5
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 37
Новый участник: PeterDOOM






Яндекс.Метрика