Разанские гармонистки
Есть интересные места - под Рязанью на гармошках играют только женщины...
Не молчит гармонь на рязанской земле
Отшумела, кажется, многовековая Луковская дубрава на крутом изгибе Оки, не цветут и не растут вокруг так буйно луга, как прежде. Редко ударят в черемуховых чащах соловьи, и нечасто напомнит о себе в обмелевших лугах коростель. Знаменитое Святое озеро затягивается цепкой травой, тиной, илом. Пустеют эти знаменитые места, медленно угасают под давлением огромного промышленного города Рязани, и, кажется, допевают тут свои последние песни соловьи.
Но не чувствуется влияния города по соседству — на огромном песчаном острове в пойме Оки, именуемом Борковский. Много легенд и былей хранят загадочные дюны-великаны. И ни один знаменитый путешественник, чужеземный или русский, проходивший по древнему пути по Оке из варяг в греки, не миновал этого таинственного Борковского острова, каждый пытался узнать его секреты и рассказать о нем. Путешественник и дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Борковский остров и Переяславль-Рязанский (Рязань) в 1526 году, отмечал, что этот остров был центром Великого Борковского княжества с самостоятельным правителем, примерно в IX—XI веках.
Древнее поселение и остров были важным центром торговли русских земель на Средней Оке со странами арабского Востока. Это подтверждается найденными тут двадцатью большими кладами древних серебряных арабских монет VIII—IX веков — дирхемов, а также исследованиями знаменитого академика-археолога А. И. Черепнина, установившего решающую роль торговли на Средней Оке с Арабским Востоком в развитии человеческой цивилизации на Оке после каменного века и века металлов.
Ну а как же попала сюда, на песчанный остров, и осталась до наших дней гармонь, да еще та, на которой играют почти только женщины. Загадка? Да, загадка. Одни легенды говорят, что пошло это от древнего обычая казаков, подавшихся позже с Оки на Дон. Другие утверждают, что подсказала эту страсть женщинам схлестнуться с гармонью Ока, которая напевна и нежна тут своими бескрайними разливами. И млеет в них тогда женское сердце и тянется к гармошке, поговорить с ней по душам.
Как бы там ни было, а гармонь живет и поет в руках женщин на Борковском острове до сих пор, и слава ее ширится по рязанской земле, даже по всей стране. Приезжало на Борки два раза Центральное телевидение и снимало чудо-игру женщин на гармошке в двух фильмах. Прослышав, прибыли записать их работники радио Ленинграда, Рязани.
Печатали об этом и давали фотографии борковского ансамбля «Старушек-веселушек», газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Московские новости». Теперь ансамбль гармонисток с Борок «Старушки-веселушки» широко известен в Рязани и области, любим. Его приглашают на различные конкурсы в Дома культуры, на предприятия, в санатории и дома отдыха, на большие праздники. Авторитет гармошки в Рязани поднялся. Проведен городской смотр-конкурс «Играй, гармонь».
И вот тут-то и нужно остановиться и сказать главное: об увлеченных людях. Передо мной фотография 1987 года четырех ведущих гармонисток борковского ансамбля «Старушки-веселушки». Узнал сразу двоих из них: Анну Дмитриевну Суханову и Анну Михайловну Карташову. Изменилось многое в них с тех пор, как я их узнал впервые, дружил, ходил вместе под гармонь на улицу до петухов, пел страдания и частушки. Ведь прошло-то уже с тех пор 55 лет. (В восемнадцать годов расстались). Но блеск глаз, радость жизни и хваткость на гармонь, песню, страдание время не смогло погасить. Вот где он настоящий корень жизни: крепкий, надежный, продляющий человеческие радости, молодость души.
Держу в руках дорогую моему сердцу фотографию и вспоминаю: ох как же они тогда играли, что и через 55 лет не могу забыть. Уссурийская тайга, шахты строительства метро, ожесточенные бои под Ельней, Ярцево, Вязьмой в 1941 году, многолетние странствия за границей, казалось, должны были погасить память о гармошке и двух лихих гармонистках, двух Нюрах, без которых не обходилось на Борках ни одно веселье, ни одна свадьба. Ан нет: прикипело это на всю жизнь к сердцу и слуху, и живет всегда со мной гармонь рядом.
Да и мать моя, Марфа Семеновна, тоже была известной гармонисткой и певуньей на застольях и свадьбах, научилась играть совсем маленькой. Сестра Дарья тоже с душой бралась за гармонь.
Хорошо, что живет поэзия российских деревень — гармонь на рязанской земле. Ее очень любил великий русский поэт рязанец Сергей Есенин. Он не только умел на ней озорно играть, он собрал около четырех тысяч частушек, сочинял их сам. С них началась его великая поэзия, в которой мы слышим ясно русскую гармонь. Поэтому, наверное, ей обеспечена народная любовь и долгая молодая жизнь, в том числе и среди сельских механизаторов.
Е. Егошкин
1988
Комментариев нет.