О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Сестра Кеши Смоктуновского рассказывает

Говорит сестра известного актера, и утверждает, что Иннокентий Смоктуновский умер из-за страшной семейной трагедии…

Великие актеры СССР - Смоктуновский

Г.М. Смоктуновская. Весна 1956 г., г. Красноярск

- Он был подсолнухом среди ромашкового поля. - Так говорили о яркой личности талантливейшего актера нашей страны Иннокентия Смоктуновского друзья и родственники. Человек, которого мы не раз видели на экране в образе его киногероев, как и все земные люди, имел личную жизнь. Как выяснилось, совсем не безоблачную.

О судьбе актера рассказала родная сестра Иннокентия Михайловича Галина Михайловна Смоктуновская. Эта женщина настолько неординарная, что порой кажется, будто ей самой следовало стать актрисой. Поэтому заранее необходимо сказать, что беседа дана без “ретуши” - из песни слов не выкинешь.

Она живет в маленькой квартирке в поселке Удачном, что находится под Красноярском. Из-за этого испытывает большие трудности в быту, да и возраст дает о себе знать.

- Вы как меня нашли? - встревожено спрашивает Галина Михайловна. - Все друзья мои знаменитые, образованные, они в эту “шанхай-деревню” приезжать боятся. Люди здесь страшные, все “запитые”, смотреть на них жалко.

Дом в п. Покровке, где жил Смоктуновский крайний справа
Дом в п. Покровке, где жил Смоктуновский (крайний справа)

Стоит отметить, что вся квартира Галины Михайловны завешана множеством фотографий актеров, среди них, конечно, и фото Иннокентия Смоктуновского.

- От того, что я родная сестра Смоктуновского, мне не легче. Денег лишних не отваливают, цены для меня не снижают, да и живу я не в особняке, а в этой трясине болотной.

- Если не ошибаюсь, у Иннокентия Михайловича раньше была фамилия Смоктунович?

- Да, в прошлом все мы были Смоктуновичи. Ведь мы поляки. У родителей нас шестеро было. Из-за папы всем пришлось уехать в Сибирь, ведь в 30-е годы дворянское сословие притесняли. Так Иннокентий, я, братья и сестра оказались в Красноярске. До войны папа был вынужден скрываться, а в 1942 году он погиб под Сталинградом.

Детство наше прошло в Покровке (частный сектор в Красноярске. - Прим. авт.). Дом, в котором мы жили, стоит до сих пор, его называют "Польский замок”. Сейчас нас из шестерых осталось только двое - я и брат Александр Михайлович. Он по соседству живет, в Удачном, 25 лет отработал на “скорой помощи”, дал нам образование. Иннокентий из Москвы писал “Галя, учись, у тебя все задатки есть”. Но я его плохо слушала, он был столичным жителем, а я молодая и ветреная.

- Каким вы помните своего знаменитого брата?

- Фамилию мы, кстати, из-за него и сменили. Руководитель норильского театра, где Кеша работал, потребовал, чтобы он взял псевдоним славянский, а Иннокентий наотрез отказался и решил переделать только концовку. Вот так он и все мы стали Смоктуновскими. Дома его все ласково звали Кешей.

Он был вторым ребенком у мамы, добрый, веселый, не жмот. Говорят, за это его не любил Олег Табаков, а вот Алексей Баталов был его самым лучшим другом. Он тесно общался с Эльдаром Рязановым. Только благодаря Иннокентию мы общались со знаменитостями. Я лично знаю Льва Лещенко, Олега Даля знала, в гости к нам не раз приезжала Ия Саввина.

В то время у меня с мужем была хорошая квартира в городе.

И. Смоктуновский с женой Суламитой и дочерью Машей
И. Смоктуновский с женой Суламитой и дочерью Машей

В 17 лет, после 10-го класса, Кеша ушел на фронт. В отличие от всех братьев и сестер у него был один брак и одна-единственная любимая женщина - Суламита, ласково мы ее называли Соломкой. У них родились дочь Маша и сын Филипп. Маша сейчас актриса. А сына он назвал в честь удачной роли царя Филиппа, за которую ему дали премию.

В молодости Кеша любил фотографировать, и это у него неплохо получалось. Помню, как в детстве любили кататься на коньках и лыжах. Если кто-то из парней меня обгонял, снимала лыжу и била по голове. Так и Кеше доставалось.

Брат ушел из жизни в 1994 году. Нашу самую младшую сестру Зосю Смоктуновскую убили на кладбище, куда она пошла навестить могилки близких. Голову разрубили топором. Явно из-за денег. Муж у нее был капитаном дальнего плавания. Брат Саша только на третий день дозвонился Иннокентию в Сочи, он тогда был на съемках. Сообщил страшную новость, а через пару дней Иннокентия Михайловича привезли из Сочи в Москву мертвого - сердечный приступ. А меня на этой почве парализовало.

- А как у вас обстояли дела на личном фронте?

- В первый раз я вышла замуж в 20 лет за штукатура-маляра и, как после узнала, зека. Мама изначально была против этого брака и год со мной не общалась. Я ей говорила: “Мама, ведь он же князь!” А она отвечала: “Какой еще князь? Блатная нищета и зек!” Я, конечно, ей не верила. Он и его мать от меня этот факт скрыли. Он говорил, что в Морфлоте служил и все наколки оттуда. Только после того, как в постели с ним оказалась, он раскололся. Тут-то я опешила и поняла, за кого вышла.

Но недолго я с ним прожила. Второй брак был самым счастливым. Анатолия я не любила, вышла за него только из-за денег, он их, можно сказать, мешками таскал. Меня очень оберегал. Но его из-за денег и отравили...

Вообще у меня такое чувство, что мы, Смоктуновские, постоянно кому-то мешаем. Теперь и меня преследуют. Наркоманы. Но это из-за сына, он у меня не подарок. Пару лет назад напускали на меня собак. Я боюсь из дома выйти. Вещи ценные у меня крадут, чтобы дозу купить. Невыносимо жить в этой хибаре, проклятой конуре. Я не чувствую здесь свежего воздуха, на улице прет спиртом вонючим, от которого рвать тянет. Я еду сюда как на каторгу. По коридору в доме пройти невозможно. Я три месяца подряд за этими... бичами полы мыла, им это понравилось. Теперь не мою из принципа.

- А как же вы оказались в этой, простите, конуре?

- Вот как раз сынуля-то меня сюда и поселил. Я прошу, напишите, что племянник Смоктуновского обвел свою мать по поводу квартиры вокруг пальца. Перевез меня сюда на мучения. Ни ванны, ни воды, ни отопления. Я сроду ведра не носила. А домработницу, как раньше, нет средств держать. Ее одень, накорми да еще проблемы ее реши. Я теперь нищая. Когда сюда переезжала, вещи мои сын неделю носил, а сейчас один чемоданчик остался, да и тот - память о Кеше. Все украли. Сын-алкаш да наркоманы постарались. Как-то, год назад, вернулась от знакомых - ковер исчез, ваз хрустальных пяти штук нет. Две Библии, дорогущие издания, уперли, представляете! Было четыре шубы, осталась одна, восемь пар сапог было, а теперь носить нечего. Раньше я ни духи, ни помаду не покупала, все дарили. За год по 50 упаковок духов накапливалось, продавать можно было. Но я так низко не опускалась - работала. Почему я презираю всех бичей? Они баклуши бьют, работать не хотят. Невестка моя - белоручка, никогда мне не поможет. Вот соседей иногда прошу, те помогают. Вот привез-то меня сынок! Выхожу на улицу, а жители окрестные денег просят: “Галя, дай!” Думают, если я сестра Смоктуновского, то деньги мне с неба сыпятся. Прошли те времена.

- Но ведь у вас хозяйство есть, огород...

- Да что вы, я в земле сроду не копалась. Не я же огород стану обрабатывать. Уже восемь лет здесь обитаю, постоянно в автобусах вынуждена ездить. Раньше-то на широкую ногу жила, только в такси садилась. А тут из-за этих автобусов два ребра сломала. С сумками выходила, так и расстелилась с ними на асфальте.

- Какие у вас отношения с женой Иннокентия Михайловича, с племянниками?

- Почти никаких. Изредка связь поддерживаем. Суламита живет в Москве, очень стильная женщина, в прошлом модельер, художник по костюмам.

- Вы полька, родились в Сибири... Кем себя ощущаете?

- Россия - моя родина. Я за нее горой встану. Как-то Кеша приехал на гастроли в Польшу. После выступления к нему в гримерку вошли четверо, говорят: “Иннокентий Михайлович, хотим вам как поляку предложить два коттеджа, три автомобиля, какую пожелаете оплату за труд, если примете наше гражданство”. А Кеша отвечает: “Меня мать на соломе родила при свечах в деревне Татьяновке Томской области, воду туда за десять километров возили, глухомань такая. Поэтому родина моя - Россия и ни за какие миллиарды я оттуда не уеду”.

Алексей Панин,
Фото из семейного архива Г. М. Смоктуновской
Декабрь 2003 год

Admin-uzzer December 02 2025 7 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 3
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 55
Новый участник: Izum






Яндекс.Метрика

*