В Сеченовском переулке - об Нине Ли
В одном из старых московских переулков стоит небольшой двухэтажный флигель, с виду ничем не примечательный. Но если вы разговоритесь с ого жильцами, узнаете, что здесь живот персональная пенсионерка Нина Алексеевна Попова.
Советская звезда немого кино Нина Алексеевна Попова - Ли
Время оставило свои неизгладимые следы на ее лице: посеребрило виски, разбросало морщинки, но если вы оглядитесь в со строгое лицо с умными, чуть задумчивыми серыми глазами, то узнаете в ней Нину Ли, одну из первых звезд советского немого кинематографа. имя которой было популярно в двадцатые годы в нашей стране и за рубежом.
Актриса Нина Ли 20-е годы
Мечта стать актрисой зародилась у Нины еще в детстве. Жила она тогда в Оренбурге. И когда вскоре после революции старейшая русская актриса Анненкова-Бернар организовала в городе молодежную театральную студию, Нина Попова поступила туда одной из первых. В 1921 году студия выдала Нине, как лучшей ученице, путевку на учебу в московское театральное училище.
Но в Москве она поступила не в театральное училище, а в Государственную киношколу (позднее ставшую ВГИКом).
В киношколе она проучилась недолго, полтора года, в 1923 году стала студенткой частной киношколы, которую организовала Ольга Ивановна Преображенская, звезда дореволюционного немого кино и первая русская женщина-режиссер. Именно Ольга Ивановна и придумала Нине Поповой тот псевдоним, под которым она стала известна миллионам кинозрителей, — Нина Ли.
Она была одной из лучших учениц студии, и, когда режиссер В. Гардин стал подбирать актеров для своего фильма «Четыре и пять», Ольга Ивановна порекомендовала ему попробовать Нину Ли на роль главной героини — деревенской девушки Наташи.
И вот Нина Ли отправилась на студию «Межрабпом — Русь». Страхам и волнению не было предела. Никогда до этого она не снималась — и вдруг сразу главная роль! Из многих претенденток на роль Наташи Гардин выбрал ее, и Нина Ли стала участницей одного из первых советских детективов.
Так началась ее кинематографическая карьера.
Дебют молодой актрисы прошел удачно. «Много кинематографических данных... Есть жилка кинематографического темперамента» — так оценили игру актрисы в фильме «Четыре и пять» кинокритики. Молодая актриса привлекла симпатии зрителей.
Фильм «Крест и маузер», в котором Нина Ли играла роль бедной девушки Марийки, режиссер В. Гардин ставил по сценарию Л. Никулина на студии «Госкино».
Это была одна из первых советских антирелигиозных лент, разоблачающая реакционную роль католического духовенства, его ханжество и лицемерие. События фильма происходили в предреволюционные и первые революционные годы в монастырском приюте в маленьком городке на западе России. Действие развивалось необычайно стремительно. Это был настоящий каскад шпионских заговоров, убийств, интриг.
— Гардин требовал от нас эмоциональности, темперамента и психологизма, — вспоминает Нина Алексеевна. — Очень порывистый, подвижный, Гардин носился по съемочной площадке, как вихрь. Когда что-то не ладилось, он неуловимым движением крутил на макушке кепочку и с досадой восклицал: «Полено дров!» Эта фраза была у него высшей мерой выражения неудовольствия.
Картина имела огромный успех у зрителей. «Хвост у первого «Госкино». Редкий хвост для русской картины. Хвост доказывает, что тема названа верно», — писал о «Кресте и маузере» Виктор Шкловский.
Популярность Нины Ли после «Креста и маузера» еще больше возросла.
Ее имя на афишах зачастую предшествовало названию фильма. «В квартирах пусто, все ушли смотреть Ильинского и Ли в картине «Чашка чая». «Игорь Ильинский и Нина Ли — этого довольно, чтобы все пришли на картину «Чашка чая» — так рекламные плакаты тех лет оповещали зрителей о выходе кинокомедии режиссера И. Шпиковского «Чашка чая», высмеивавшем пережитки старого быта.
Фильм П. Чардынина «За монастырской стеной», вышедший на экраны в 1928 году, был одним из первых антирелигиозных украинских фильмов.
Нина Алексеевна исполняла е нем роль крестьянской девушки, ставшем монашкой. Съемки проходили под Киевом, в действующем женском монастыре. Обитательницы монастыря, завидев съемочную группу, в ужасе убегали и прятались по кельям, подальше от «кощунства».
Зрители хотели видеть свою любимую киноактрису как можно чаще на экране. Одна за другой выходили на экран картины с участием Инны Ли, такие, как «Особняк Голубиных» В. Гардина, «Предатель» А. Роома, «Законы шторма» А. Соловьева, «Лавина» И. Перестиани, и многие другие.
Каждый день со всех концов страны к Нине Алексеевне приходили сотни писем. Ее благодарили за ту радость, которую она приносит своим искусством. Нина Ли до сих пор хранит эти письма. «Это самая большая награда за мой труд, и дороже этого у меня ничего нет», — говорит актриса.
Шли годы. Начиналась эпоха звукового кино.
— Когда стало развиваться звуковое кино, — рассказывает Нина Алексеевна, — я не считала себя достаточно подготовленной актрисой и решила экзаменоваться в театральное училище.
Она попала и Рубену Николаевичу Симонову, который предложил Нике Ли сразу же поступить на сцену — ведь она была уже известной актрисой, но она твердо решила овладеть актерским мастерством, чтобы потом вернуться в кинематограф.
В 1933 году Нина Ли поступила в училище, а затем ее приняли в труппу одного из театров Ленинграда.
— Уже намечалась работа на «Ленфильме», — вспоминает Нина Алексеевна, — но началась война. Я находилась в это время дома — в Москве.
Пассажирское движение было прервано. И в Ленинград я уже не попала.
Вскоре и театр наш был расформирован. Война все перевернула в моей жизни сверху донизу... Потом работа во фронтовых театрах, выступления перед бойцами...
В 1949 году Нина Алексеевна была принята в труппу московского Театра имени Ермоловой, где проработала до 1957 года.
Съемки, съемки — сколько их было в жизни Нины Алексеевны! Более чем в пятнадцати фильмах смялась она за годы работы а кинематографе. Каждым новый фильм — это не только новая роль, не только знакомство с новыми местами во время кино экспедиций.
Это еще и встречи с новыми людьми, знакомства с интереснейшими человеческими характерами. Нина Алексеевна неплохо рисует. У нее дома есть множество интересных карандашных зарисовок ее друзей, с которыми ее сталкивала кинематографическая судьба. Таких встреч выпало на долю Нины Ли великое множество.
С большой теплотой вспоминает она о своих встречах с В. Маяковским, с замечательным актером Михоэлсом, с такими режиссерами, как В. Гардин, И. Перестиани, старейшим русским актером Н. Пановым и многими другими.
Творческая судьба актрисы начиналась в период, когда советский кинематограф прокладывал себе дорогу среди заграничных лент, заполнявших в то время экраны кинотеатров.
«Истекший сезон дал нам русских актеров, на нашем экране появились собственные заезды. Похвалы заслуживают: Юренев, Михоэлс, Рогожин, Кутузов, Москвин, Малиновская, Бестаев. Нина Ли, Охлопков. Им удалось отвоевать у заграничных звезд симпатию нашей широкой кинопублики», — писал журнал «Советский экран» в 1926 году. Прошли годы, но имена пионеров кинематографа, к которым принадлежит Нина Ли, и сегодня живут в памяти благодарных зрителей.
Наталья Сосина
Журнал Советский Экран №12 декабрь 1971 г.
Admin-uzzer September 01 2023 196 прочтений
0 комментариев
Печать
Комментариев нет.