О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Охотники на ведьм в 3D

Норвежское кино - кто о нем что-то знает и что-то может сказать дельное? Это совсем новое и нетривиальное явление мирового кинематографа...

Семейный отряд – норвежское кино

Охотники на ведьм в 3D норвежское кино

Знаменитые сказки всегда заканчиваются счастливо. Но счастливый конец легко может стать началом новой истории. Если сказочник задумается о том, как изменило героев их кошмарное приключение. Взять, например, Гензеля и Гретель. Двое маленьких детей, брат и сестра, сожгли в печке ведьму-людоедку. Могли ли они после этого вернуться к обычной жизни? «Конечно, нет!» - отвечает новый голливудский фэнтези-боевике говорящим названием «Охотники на ведьм в 3D».

Затерянные в снегах

Что вы видите, когда смотрите на постер «Охотников»? Два известных актера в агрессивных позах и с модернистскими арбалетами. Название крупными буквами. Фразы «Для зрителей, достигших 18 лет» и «В кино с 17 января» - шрифт поменьше, но слова все равно разборчивы и заметны. И, наконец, четыре строчки с именами создателей фильма, которые напечатаны так мелко, что прочесть их могут лишь самые внимательные киноманы.

О чем говорит такое оформление? Что вам, зрителям, нужно знать об «Охотниках» только то, что это голливудский фэнтези-боевик с Джереми Реннером, который не предназначен для детей и который можно будет увидеть в 3D -кинотеатрах России с 17 января 2013 года. Кто придумал эту картину? Кто ее поставил? Кто ее спродюсировал? Да какая разница! Главное - фэнтези-мочилово!

И все-таки разница есть. Если не для России, то для Норвегии. Потому что «Охотники на ведьм 3D» - самая дорогая оригинальная постановка, когда-либо созданная норвежским режиссером. Пусть и не на родине, но все равно - триумф!

Почему для Норвегии это важно? Потому что эта богатая и процветающая страна в мире кино всегда казалась бедной родственницей на фоне скандинавских соседок. В самом деле, Дания - это Ларс фон Триер, движение «Догма», Томас Винтерберг, Николас Виндинг-Рефн, Билле Аугуст, Нильс Арден Оплев. Не говоря уже о классике немого кино Карле Теодоре Драйере. Швеция - это великий и ужасный Ингмар Бергман, Лассе Хальстрем, Лукас Мудиссон, Томас Альфредсон... А также актеры вроде Греты Гарбо и Макса фон Сюдова. И великий оператор Свен Нюквист, который снимал не для только для Бергмана, но и для Тарковского. Наконец, скромная Финляндия может похвастаться Аки Каурисмяки и Ренни Харлином. А что же Норвегия?

А Норвегия всегда плелась в хвосте. Ее самой известной и международно успешной картиной до сих пор остается документальный фильм 1950 года «Кон-Тики», рассказывающий, как этнограф Тур Хейердал вместе с коллегами на бревенчатом плоту переплыл Тихий океан, чтобы доказать, что жители Южной Америки задолго до Колумба могли побывать в Полинезии. Бесспорно, это были уникальные кадры, и «Кон-Тики» заслуженно удостоился документального «Оскара». Но были ли любительские съемки Хейердала кинособытием? Разумеется, нет. И превосходство «Кон-Тики» над художественными постановками стало для норвежских режиссеров постоянным напоминанием об их некомпетентности.

Режиссерский дебют Фамке Янссен едва не разорил актрису

Режиссерский дебют Фамке Янссен едва не разорил актрису, так что она с радостью согласилась на роль злодейки и даже нашла в своем персонаже определенное очарование

Конечно, постановщики Норвегии не желали с этим мириться. Всю вторую половину XX века они регулярно снимали художественное кино и создали немало удачных и популярных картин. Но эти фильмы пользовались признанием лишь на родине - и иногда в странах-соседках. Вырваться за пределы Скандинавии норвежские режиссеры в XX веке так и не смогли. В отличие от норвежских музыкантов, ставших законодателями мод в европейском «тяжелом металле».

Положение начало меняться лишь на рубеже веков. В 1997 году Эрик Шелдбьерг снял психологический триллер «Бессонница» и удостоился одновременно голливудского ремейка в исполнении Кристофера Нолана и приглашения в Голливуд для экранизации модного романа «Нация прозака». В 2001 году Петтер Несс выпустил номинированную на «Оскар» драму «Эллинг», а в 2005- м он снял в Голливуде романтическую трагикомедию «Без ума от любви». Наконец, в 2006 году норвежские рекламщики Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг дебютировали в мировом кино с придуманной Люком Бессоном экшен-комедией «Бандитки». Два года спустя они поставили самую масштабную ленту в истории Норвегии - военную драму «Макс Манус: Человек войны».

Самых больших успехов в Америке добился выросший в Норвегии уроженец Голландии Гаральд Цварт. Начав свою карьеру с видеоклипов, рекламы и короткометражек, Цварт в 1998 году поставил шведско-норвежский боевик «Гамильтон». Затем он перебрался в Голливуд и снял «Ночь в баре Маккула», «Агента Коди Бэнкса», «Розовую пантеру 2» и «Каратэ-пацана». За вычетом последней ленты, не бог весь какие хиты. Но на фоне прочих норвежских эмигрантов достижения Цварта были столь яркими, что в Норвегии он стал примерно тем же авторитетом, каким для нас стал Тимур Бекмамбетов после успеха «Ночного дозора» и «Особо опасного». Жители города Фредрикстад, в котором Цварт провел детство, даже создали музей знаменитого соотечественника.

Не довольствуясь собственными успехами, Цварт в 2008 году взялся продюсировать ленты начинающих норвежских режиссеров. И его первым протеже стал будущий создатель «Охотников на ведьм». В 2009 году Цварт помог снять комедийный хоррор «Мертвый снег», который придумал и поставил уроженец северного норвежского города Алта Томми Виркола.

Охотников на ведьм Джереми Реннер стоит впереди Джеммы Артертон

На основном постере «Охотников на ведьм» Джереми Реннер стоит впереди Джеммы Артертон, но, например, на китайском постере актриса выдвинута на первый план

Наперекор традиции

Если вы хоть что-то знаете о Скандинавии, вы уже наверняка догадались по фамилии режиссера, что Томми Виркола - не этнический норвежец, а этнический финн. Однако он не иммигрант и не потомок иммигрантов. Его родная Алта - сердце норвежской провинции Финнмарк, где финны и саами (также известные как лопари и лапландцы) живут с незапамятных времен. Возможно, с той доисторической эпохи, когда предки северных европейцев охотились на мамонтов и воевали с саблезубыми кошками.

По меркам Норвегии Финнмарк всегда была беспокойным местом. В 1852 году там даже вспыхнуло восстание против норвежских властей, спаивавших местное население и считавших саами и финнов людьми второго сорта. В наше время, конечно, в Финнмарк чиновников не убивают и мятежников не казнят. Но страсти вокруг прав меньшинств там все еще кипят, а жители, унаследовавшие финские фамилии, стараются не поддаваться «норвегизации» и помнить о своих корнях.

Когда Виркола задумался о карьере в кино, он не был большим патриотом родного края. Проведя детство в Алте, он устал от полярной ночи, вечного холода и высоких сугробов. Поэтому Виркола при первой возможности сбежал учиться в Австралию, где было тепло, светло, песчано... И где у него было куда больше возможностей для освоения профессии. Ведь самая большая киношкола Норвегии принимает на режиссерский курс всего четырех студентов раз в два года. Правда, после выпуска каждому из них государство оплачивает половину бюджета дебютного фильма. Но Виркола не хотел пробиваться

Виркола доказал, что в Норвегии можно снимать прибыльное кино

Виркола доказал, что в Норвегии можно снимать прибыльное кино сквозь столь жесткую конкуренцию. И он не собирался делать кино, которое с удовольствием финансирует норвежское правительство, - реалистичные драмы и трагикомедии с артхаусным уклоном.

Однако уехать из Финнмарк оказалось куда проще, чем забыть о ней. Поэтому во время студенческих каникул Виркола возвращался на родину и снимал короткометражные ролики под общим названием «Убить Бульо». Это были пародии на фильм Тарантино «Убить Билла» с парнями-саами вместо голливудских звезд. Так как дело было уже в эпоху Интернета, Виркола выкладывал свои ролики в Сеть. И они оказались столь популярны, что дебютант смог найти миллион норвежских крон (примерно 200 тысяч долларов), снять полнометражный фильм «Убить Бульо» и заработать на нем деньги. Хотя иначе как «любительской поделкой» эту картину назвать было нельзя. Вот что значит работать в стране, где почти не снимают комедий!

Раздухарившись после первого успеха, Виркола тут же придумал новый проект, который мы сейчас знаем как «Мертвый снег» - комедийный хоррор о молодых ребятах, которые в норвежской глубинке наткнулись на зомби-нацистов. Это уже была вполне профессиональная лента, снятая за 800 тысяч долларов, и после ее демонстрации на фестивале «Сандэнс» картина была продана в 50 стран - в том числе в Америку. В прокате, правда, она почти нигде не шла, но на видео продавалась бойко. По меркам кровавых «ржачек» о заснеженных зомби в нацистской форме. В итоге фильм многократно окупил бюджет, а Виркола доказал, что в Норвегии можно снимать прибыльное кино без государственных средств и чиновничьих худсоветов.

Гэнзель и Гзетель в 3D по сей день находится в состоянии препродакшена

Одновременно с началом работы Вирколы о подобном проекте заявил Майкл Бэй, К счастью, битве, аналогичной «войне Белоснежек», не суждено было случиться - проект Бэя«Гэнзель и Гзетель в 3D» по сей день находится в состоянии препродакшена

Старая сказка в новом флаконе

Когда в Голливуде слышат про «окупившийся иностранный фильм», продюсеры и агенты сразу делают стойку. Особенно если режиссер, добившийся успеха, - знаток и фанат голливудского кино («Мертвый снег» прямо цитирует «Зловещих мертвецов» и «Живую мертвечину»), который специализируется на развлекательных жанровых постановках и хорошо говорит по-английски. Поэтому о Вирколе в Америке заговорили, как только «Мертвый снег» добрался до «Сандэнса». А когда стало ясно, что норвежец снял жанровый хит, высоко оцененный многими зрителями и критиками-хорроролюбами, с Вирколой тут же подписали контракт. Ему даже позволили самому придумать себе новую картину, а не пытаться вписаться в чужой проект.

Что мог снять режиссер после «Мертвого снега»? Его первый фильм был комедией. Второй - смесью комедии, хоррора и экшена. А так как у третьего фильма должен был быть на порядок больший бюджет, то его было логично сделать хоррор-боевиком с примесью комедии и изрядной дозой спецэффектов. Но кем должны были быть главные герои и кого им предстояло истреблять?

К счастью, у Вирколы была домашняя заготовка, над которой он начал думать еще подростком. На севере Европы сказки братьев Гримм всегда пользовались большей популярностью, чем в странах вроде Франции и Италии, и Томми еще мальчишкой влюбился в сказку о Гензеле и Гретель – храбрых детишках, которые попали в лапы ведьмы-людоедки, но смогли ее перехитрить и убить. Ничего удивительного - от этой сказки веяло кровавой готикой и мрачным юмором. Дремучий лес, злобная ведьма, каннибализм, кошмарная огненная смерть, ребятишки-убийцы... Остается только гадать, почему каждый норвежский металлист не написал песню о Гензеле и Гретель.

Конечно, буквальная экранизация этой сказки была бы коммерческим провалом - неинтересным взрослым и слишком жестоким для детей.
Но Виркола и не собирался воссоздавать сказку. Он хотел рассказать о том, что случилось дальше. О том, как Гензель и Гретель после убийства ведьмы не смогли вернуться к нормальной жизни и выросли в бродячих киллеров, которые странствуют по средневековой Европе и уничтожают всех ведьм, какие встречаются им на пути.

Похожие сюжеты были у фильма Терри Гильяма «Братья Гримм» и у популярного американского телесериала «Сверхъестественное». Оба эти проекта впервые вышли в свет в 2005-м, за четыре года до начала серьезной работы над «Охотниками на ведьм», и Виркола наверняка их учитывал, когда писал свой сценарий. Но, отчасти заимствуя их сюжетную линию, режиссер не собирался заимствовать их стиль. Он хотел снять не подростковую сказку или замаскированную под фэнтези семейную драму, а кровавый, жесткий, изобретательный и юморной фэнтези-боевик для взрослых. В котором почти все злодеи были бы женщинами. Интересно, как это связано с почти полной победой феминизма в норвежской культуре и политике?

Когда продюсеры студии Gary Sanchez Productions прочли сценарную разработку Вирколы, они были вне себя от счастья. Актер Уилл Феррелл и режиссер Адам Маккей известны всему миру как создатели и продюсеры чистокровных комедий вроде «Сводных братьев» и «Грязной кампании за честные выборы». Но, как многие голливудские узкие специалисты, они всегда хотели расширить жанровые рамки своей студии. И проект Вирколы был для этого идеален. Так как он был рассчитан на ту же студенческую и постстуденческую аудиторию, для которой обычно работают Феррелл и Маккей.

MGM и Paramount, продюсеры Охотников смогли выделить Вирколе бюджет в 60 миллионов долларов

Хотя картина была готова еще весной прошлого года, прокатчики положили ее на полку, чтобы дождаться премьеры «Мстителей» и «Эволюции Борна» и сыграть на обретенной суперзвездности Джереми Реннера

Война в Германии

Подписав контракты со студиями MGM и Paramount, продюсеры «Охотников» смогли выделить Вирколе бюджет в 60 миллионов долларов. Так как режиссер должен был зарезервировать солидные средства на декорации, эффекты и трехмерную съемку, денег на суперзвезду у него не нашлось. Однако Виркола смогдоговориться с потенциальной суперзвездой - героем «Повелителя бури» и «Города воров» Джереми Реннером, который параллельно с «Охотниками» работал над «Мстителями» и «Эволюцией Борна».

Если Гензеля режиссер нашел быстро и без особых колебаний, то с Гретель ему пришлось помучиться. Как выбрать между Дианой Крюгер, Евой Грин и Номи Рапас? В итоге героиней «Охотников» стала Джемма Артертон, которую мы хорошо помним по «Кванту милосердия» и «Принцу Персии». Конечно, британка на 15 лет младше, чем Реннер, который сыграл ее брата-погодка. Но надо признать, что Артертон выглядит старше своего реального возраста (12 января ей исполнится 27 лет). И боль в глазах у нее как раз такая, какая должна быть у женщины, которая в детстве сожгла ведьму.

швед Петер Стормаре, которого Виркола позаимствовал из Братьев Гримм

Когда съемка и постродакшен были завершены, студия представила фокус-группам два варианта монтажа - с суровым рейтингом R и более мягким PG-13. Увы, создатели фильма не прислушались к большинству, восторгавшемуся жестким вариантом, и для проката выбрали смягченную версию

Третью главную роль в фильме получила финская актриса Пихла Виитала. Как она призналась журналистам, Виркола пригласил ее на роль возлюбленной Гензеля, потому что хотел подчеркнуть свои этнические корни. Впрочем, Виитала - это не только финская фамилия, фотомодельная внешность и печальные глаза. В 2010 году ее признали одной из восходящих звезд всего европейского кинематографа.

Распределив героические роли, Виркола взялся за основных злодеев. Их в «Охотниках» двое - старшая ведьма Мюриэль и шериф города Аугсбург, который думает, что охотится на ведьм, но на деле без разбора убивает всех, кого подозревает в колдовстве. Роль кровожадной волшебницы получила голландка Фамке Янссен (Джин Грей из «Людей Икс»), а злобного «копа» сыграл швед Петер Стормаре, которого Виркола позаимствовал из «Братьев Гримм». Там, правда, Стормаре изображал не главного злодея, а его помощника.

Также работу в «Охотниках» получили американец Дерек Мирс (Джейсон из ремейка «Пятницы, 13-е»), норвежка Ингрид Бердаль («Запретная зона»), канадская каскадерша Моник Гандертон, новозеландская каскадерша Зои Белл («Грайндхаус») и польская актриса Иоанна Кулиг. Как видите, своих ведьм Виркола собрал со всего света!

Поскольку действие «Охотников» развивается в Германии, съемки фильма проходили в ФРГ, на хорошо нам знакомой студии Babelsberg, где параллельно с «Охотниками» шла работа над «Облачным атласом». Но если Вачовски и Том Тыквер должны были организовывать съемочные выезды в другие страны и на другие континенты, то Виркола обошелся немецкой натурой - на студии, в городе Бабельсберг, в германской столице Берлине, а также в древнем городе Брауншвейг, где можно найти архитектурные шедевры всех европейских эпох. Вирколу, впрочем, интересовали не «свежие» брауншвейгские постройки, а Старая рыночная площадь, застроенная в XIII-XV веках великолепными готическими зданиями.

финская актриса Пихла Виитала

Чтобы сделать картину не только занимательной, но и визуально интересной, Виркола поручил дизайн постановки Стивену Скотту, ранее работавшему над «Хеллбоем», а дизайн костюмов - модельеру Марлен Стюарт, которая прославилась в 1980-х как «придворный» костюмер Мадонны.

Конечно, если бы Виркола снимал реалистичное кино, он бы предпочел спеца по историческому костюму, а не по эффектной видеоклиповой моде. Но «Охотники» - это фэнтези с арбалетами-пулеметами, и режиссер подбирал в сотрудники раскованных фантазеров, а не историков-зануд.

Теперь, когда работа над «Охотниками» завершена, помешать его успеху может лишь неудачная рекламная кампания. Если зрители не поймут по постерам ленты, что это не подростковая сказка, а кровавый боевик, то в кино не придут многие из тех, кого «Охотники» могли бы порадовать.

К счастью, вам это не грозит. Вы ведь читаете наш сайт и знаете о фильме Вирколы намного больше, чем могли бы узнать, мельком взглянув на постер!

Борис Иванов

***

Admin-uzzer June 09 2024 91 прочтение 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 1
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 26
Новый участник: Leva






Яндекс.Метрика