Одна из достопримечательностей Алматы / Алма-Аты это безусловно
искусственное озеро Сайран. Необходимое пояснение: в нашем городе словом Сайран
(переводится как прогулка, потеха, приволье - раздолье, самое верное) называется и автовокзал, рядом с этим озером и первая ветка метро.
История: плотину на реке Большая Алмаатинка планировали построить еще в 50-60 годы. И лишь в конце 60-х определились с местом и начали строить. Она появилась в 1971 году на улице Комсомольской (ныне Толе би). Это было сравнительно большое искусственное озеро с максимальной глубиной до 18 метров.
Алма-Ата находится в селеопасном ущелье. Несмотря на строительство плотины (Медео) опасность селевых потоков сохраняется, усугубленная сейсмической опасностью. Все русло реки Большая Алмаатинка - это непрерывные каскады, которые принимают на себя водные потоки с гор и гасят их энергию. А выше, ближе к горам, идут селезащитные плотины...
Очень скоро озеро Сайран стало излюбленным местом летнего отдыха для многих горожан и гостей города, хотя и располагалось в сравнительно "тихом" месте - преобладал частный сектор и промышленные зоны. Дело в том, что летом в городе жарко и несмотря на то, что в годы Советской власти были построены многочисленные бассейны и фонтаны, полноценно функционировала арычная система и город был одним из самых зеленых в СССР - жара давала о себе знать...
В конце 70-х годов рядом с озером начали строить новый городской автовокзал, который под именем "Центральный автовокзал" был открыт в 1983 году, в народе он тут же получил название "Сайран" по имени озера...
Так же с середины 70-х годов начинается большое строительство жилья, а также возведение новых объектов. Например, неподалеку - ниже по руслу реки Большая Алматинка построили важный
военный завод "Гидромаш", и жилье для его работников...
Все это дало большой импульс к развитию инфраструктуры на озере Сайран. Здесь были различные водные аттракционы, зоны отдыха, пляжи, увеселительные заведения и т.д. Хорошо развитая система общественного транспорта легко доставляла к озеру горожан со всех уголков города. Было много местных и много приезжающих-отъезжающих с автовокзала.
Этот момент был головной болью для местной милиции - здесь подросла криминогенная обстановка. Но надо сказать, органы МВД совместно с дружинниками со всем этим справлялись.
Новая страница озера Сайран открылась после 1991 года, когда все вокруг стало частной собственностью - киоски, кафе, шашлычные и т.д. И автовокзал стал частной собственностью в 2000-х годах... Само озеро стало дойной коровой, на очистку и благоустройство которого из городской казны списывались многие миллионы тенге, и они пропадали в этом озере, словно в бездне...
Последнее облагораживание 2023-2024 гг. вымыло из государственного кармана многие миллиарды тенге, но новый аким Алматы так и не пустил Сайран... что должно было состоятся в первых числах июня 2025 года. Он признал его построенным на 90% - это значит, что снова из бюджета будут уходить неизвестно в чьи карманы астрономические суммы... и это при непрерывно нищающем простом населении республики!
***