О, нет! Где JavaScript?
Ваш браузер не поддерживает JavaScript или же JavaScript отключен в настройках. Пожалуйста, включите JavaScript в браузере для корректного отображения сайта или обновите свой браузер на поддерживающий JavaScript. Включите JavaScript в своем веб-браузере, чтобы правильно просматривать этот веб-сайт или обновить веб-браузер, поддерживающий JavaScript.
Статьи

Есть о чем поразмыслить - 2

Дмитрий Калмыков, которого играет Анатолий Солоницын, не сразу завоевывает зрителей. Да и не должен. Его забота дом строить, его забота семью сохранить...

С первого взгляда - Лазарь КАРЕЛИН

 

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3

Сергею Герасимову, начиная отсчет от его первых фильмов, свойствен дар доверительной интонации. Это великий дар. Он куда дороже многих хлестких ухищрений, он так же прост, как улыбка Молибоги — Алейникова, так же пленителен, как голос Тамары Макаровой, которая удивительно точно в звуке сумела выразить дар доверительности своего режиссера.
 
И с той поры, как стал разговаривать с нами с экрана актер, режиссируемый Сергеем Герасимовым, мы всегда безошибочно угадываем в голосе любого герасимовского актера голос доверительного собеседника, голос самого режиссера.

 

Любовь Виролайнен и Анатолий Солоницын в фильме Любить человека

 

Дар доверительности, свойственный Сергею Герасимову, пронизывает и фильм «Любить человека». С первых же кадров мы верим. Историю нам рассказывают поначалу и не очень уж обычную, вводят нас в события во многом исключительные, а мы верим. Герой фильма чуть ли не через час после встречи с девушкой предлагает ей стать его женой, а мы верим. Ему и ей.
 
Да, мы верим, но по мере того, как идет, как движется фильм, постепенно начинает обнаруживаться некая, что ли, нестыкованность событий производственного ряда с событиями личного плана. Все личное в фильме, весь роман, все то накопление по крохам, от слова к слову, его художественности, — все это убеждает. Производственный же конфликт при всей своей очевидности, предрешенности, даже похожести выстроен в фильме, как мне думается, без должной доказательности, без той неумолимой четкости, которая так необходима, когда люди спорят, когда они не соглашаются друг с другом, приводя свои доводы. В фильме все производственные «за» и «против» далеко не всегда убедительны и не всегда содержат тот накал борьбы, который надобен режиссеру. И тогда он призывает на помощь конфликт душ человеческих, не спор о проекте дома, а спор о любви, о доверии, о стойкости, мужестве. И тотчас же снова овладевает нами режиссер, снова мы верим.
 
Достаточно сравнить эпизод, где Калмыков походя рассказывает, как прошло обсуждение его проекта, как далась ему наконец победа (а ведь это победа всей жизни!), с той вдруг трагически зазвучавшей нотой в этом же эпизоде, когда Калмыков узнает, что жизнь его жены в опасности. Настоящее вступает на экран, то самое, когда перехватывает дыхание. Но разве спор, борьба за проект, утверждение своего главного дела — разве это не настоящее? Здесь режиссер уходит от разговора. Все объяснено, слова найдены, сюжет движется, но драматическая ситуация обойдена. Может быть, Сергей Герасимов не хотел повторений, помня о подобного рода сценах в других фильмах? Может быть, это и так, но у каждого фильма своя судьба, и уж тут оглядываться нечего.
 
Актерская работа в картине безукоризненна. Актерам помогает не только режиссер Герасимов, но и писатель Герасимов. Диалоги в фильме отточены, естественны, люди говорят об интересном, и каждый говорит по-своему.
 
Машу, жену Калмыкова, играет Любовь Виролайнен. Она играет свою уже несколько утомившуюся жизнью молодую женщину с покоряющей достоверностью. И как бы чуть-чуть не по сценарию, как бы вопреки иной фразе, которую она произносит, будто бы запаздывая сопережить словам. Она говорит своему мужу в день свадьбы; «Я тебя люблю». Самое время сказать эти слова, но и не время, если учесть скоропалительность этого брака. И актриса произносит эти слова, но лицо ее не смягчилось, не отомкнулось, не полюбило. Только много позже, только пережив трагедию потери ребенка, и без слов, а просто оглянувшись на вошедшего в дом мужа, она скажет глазами и дрогнувшим лицом: «Люблю тебя». Прослежен человеческий характер, целая жизнь рассказана и рассказана верно, честно, памятно.
 
Дмитрий Калмыков, которого играет Анатолий Солоницын, не сразу завоевывает зрителей. Да и не должен. Его забота дом строить, его забота семью сохранить — он не на экран работает, а живет на экране. Его сдержанность, равно как и его страстность не от игры, а от жизни. И в этом, конечно же, и заложен успех образа, созданного артистом. Сравнительно недавно Солоницын сыграл Андрея Рублева. Что-то от Рублева все еще живет в нем, и хорошо, что живет Ведь они в родстве друг с другом, Калмыков и Рублев, хоть их и разделяют века.
 
Фильм начинается с нарядных сцен в доме архитектора Александры Васильевны, учившей в свое время архитектуре и Калмыкова и Машу. Александру Васильевну играет Тамара Макарова. Не так-то просто быть хозяйкой в этом светском доме и быть человеком, другом, пользоваться заслуженным уважением. Интерьер пестроват для серьезного человеческого разговора, но Александра Васильевна и серьезна, и добра, и внимательна. Человеческое начало запевом возникает в фильме именно в этом образе. Сбиться тут, сфальшивить было очень легко. Тамара Макарова не сбивается ни разу. Думается, эта небольшая роль сыграна ею очень интересно.
 
Роль Тани, подруги Маши Калмыковой, играет Жанна Болотова. Снова уже слегка и даже не слегка утомленная жизнью молодая женщина. Но все иное, иной породы человек, иной, что ли, пробы. Поза, фраза, кокетство, но и настоящая боль, но и вдруг пробудившаяся доброта к людям.
 
Все это удалось Болотовой показать, хотя в фильме ей не так уж много уделено места. Пожалуй, даже чувствуется, что изначально этой роли предназначались большие возможности.
 
И последнее. Сергей Герасимов превосходно справился с многочисленным молодым племенем в своем фильме. И молодые архитекторы и рабочие — все они сегодняшние, все они достоверны. Это серьезное и завидное умение писателя и режиссера — так вот свежо и правдиво показывать молодых.
 
У Сергея Герасимова (пожалуй, кроме «Маскарада») нет картин, которые были бы не на злобу дня. Он просто заказал, видимо, себе путь к сюжетам, если они не касаются самых насущных дел страны, волнующих миллионы. Поэтому фильмы Герасимова не пропускают. Этот режиссер давно утвердил себя у зрителей, многие его ленты стали вехами в судьбе людей и вспоминаются ими как нечто важное, памятное в их личной жизни. «Комсомольск» — это веха. Экранизация «Тихого Дона» — веха. «Молодая гвардия» — веха.
 
«Любить человека» — а это ясно с первого взгляда—-тоже станет вехой для нас, зрителей.

***

Admin-uzzer July 06 2024 56 прочтений 0 комментариев Печать

0 комментариев

Оставить комментарий

Авторизуйтесь для добавления комментария.
  • Комментариев нет.

Вход на сайт
Не зарегистрированы? Нажмите для регистрации.
Забыли пароль?
Пользователей на сайте
Гостей на сайте: 2
Участников на сайте: 0

Всего зарегистрировано: 26
Новый участник: Leva






Яндекс.Метрика